Сообщение отправлено
Я

Вокруг Ладоги на R1. Маршруты, точки, отдых и настроение

Этот отчет целиком и полностью посвящен нашей поездке вокруг Ладожского озера. Он будет подробным и долгим, с описанием того, как мы готовились, собирались и искали дорогу, описанием достопримечательностей и точек. Кому лень читать – для вас фотографии, а тем, кому интересно – усаживайтесь поудобнее, будет интересно.
*
Два года назад на SV1000 мы ездили по этому же маршруту вокруг Ладожского озера, но с друзьями – еще один мотоцикл с двойкой и автомобиль. И вопросов с тем, куда положить вещи, не возникал. В этот раз мы решили отправиться в минипутешествие вдвоем и подготовка началась заранее. Мы честно искали попутчиков, но отпуск и желание зависнуть в Карелии на пару дней оттолкнул всех, кто хотел поехать в выходные. Мы совершенно не огорчились, ведь нас уже двое!

Готовимся к выезду: багаж, кофры и почта

Сразу было ясно, что палатку и все необходимые для ночевки на природе вещи с собой на мотоцикле мы не увезем, поэтому заранее мы забронировали и оплатили двухэтажный гостевой домик для двоих в Сортавале. Затем, чтобы положить необходимые вещи, мы начали искать боковые кофры на R1 и даже оказалось, что они существуют. Вот они, красивые, фирменные, смотрят на нас с экрана монитора. И стоят совсем ничего – чуть за 20 000. Поглотав слюньки, мы решили попробовать закрепить обычные боковые сумки, которые успешно позаимствовали у Дмитрия (HTML) для примерки. Однако, ситуация на нашем мотоцикле оказалась такова, что Павел (муж и пилот в одном лице) берет либо меня, либо вещи. Мои ноги совершенно не помещались на подножки. В итоге сумка на бак стала для нас единственным выходом, помимо моторюкзака. Но на моторюкзак рассчитывать довольно сложно – везти на своих плечах не один час тяжелые вещи совсем не то удовольствие, которое хочется получить от поездки. Крепление для заднего кофра на R1, почему-то (интересно, почему?!?), отсутствует. Дальше я обратилась за советом к одночатовцам проекта «47 исторических мест 47 региона России» в Telegram. В этот чат я влилась в мае этого года, когда узнала о проекте, и была даже несколько удивлена – очень приятные люди, всегда помогут, подскажут и общение внутри чата складывается самым приятным образом. Этот чат собрал преимущественно людей, которые любят ездить, встречаться, дружить и делают это, в отличие от многих существующих сейчас чатов, где общение никогда не выходит за рамки интернета. Так вот, вернемся к багажу.
Я написала в чат и мне порекомендовали сумку на ремнях, такую, как мы и искали, ведь бак на нашем мотоцикле не является полностью железным. Мы отправились на примерку к Денису (SHAMAN) и вещь нам очень понравилась. Смотрится гармонично, довольно широкая, в сложенном состоянии вмещает в себя 5 литров, в разобранном целых 10. Этим же вечером, надеясь, что сумка успеет дойти (а оставалось всего полторы недели), мы оформили заказ на сайте и стали ждать. Но чуда не произошло и нам пришлось брать с собой маленькую неудобную сумку на магнитах (которая досталась от друга), прицепив её к баку багажной сеткой.
*
Также встал вопрос, куда положить довольно тяжелую мужскую косметичку с инструментами и объемными и тоже не легкими дождевиками. И было решено взять еще один рюкзак и поставить его между нами. Как раз между нами остается место для небольшого рюкзачка, который не будет мешать нам обоим.
Без навигатора перед глазами отправляться в поездку с множеством точек было бы как минимум нелогично. Конечно, очень приятно слышать голос навигаторши только в уши (Scala Rider), но частые указания, в виде «направляйтесь на северо-запад» побуждают желание достать компас и свериться. Поиск крепления телефона на клипоны занял продолжительное время. Цена всего похожего на более-менее приличный вариант, просто зашкаливала. Одно крепление без чехла стоит более 5 000. Но в итоге, зайдя в сетевой магазин, мы наткнулись на обычное автомобильное крепление для телефона на присоске. И всего 399 рублей. Подергали, потрясли, помяли, что ж, была не была. На баке есть прямая площадка, которая идеально подошла для этого крепления. Привязали для страховки шнурок с карабином и успокоились.


(сумка на фото уже новая, на ремнях)
Итак, наш багаж:
Сумка на бак. Внутри: портативный аккумулятор, ботинки и балетки, пакеты и скотч, зубные щетки, косметичка с аптечкой и минимальным набором косметики (да, больше в нее ничего не влезло).
Рюкзак гражданский. Внутри: инструменты, два дождевика.
Рюкзак мотоциклетный. Внутри: влажные салфетки, монопод, купальники, джинсы, брюки, две футболки, носки, нижнее белье, паспорта, деньги.
На нас: кожаный комбез у пилота, кожаная куртка и текстильные штаны на мне, у обоих: мотоциклетное термобелье, свитер сверху (такое уж лето), ну перчи, мотоботы, как и полагается.


(сумка на фото уже новая, на ремнях)

Посадка двойки на туристическом спортбайке: входим в спящий режим

Не раз мне задавали вопрос: «Ну как, удобно в позе креветки?». И вероятно, это поза действительно похожа на этого ракообразного: экстремальный наклон вперед, упор на руки, колени торчат вверх. Да, это участь девушек, которые ездят сзади на спортах. Помимо неудобного расположения всех ключевых точек - высоких подножек, маленького пяточка жесткого как кирпич сиденья и низкорасположенного бака, текстильные мотоштаны тоже играют злую шутку. При даже небольшом торможении двойку скидывает вперед к пилоту, и приходится не только упираться руками, но и подключать ноги, чтобы отталкиваться. Отчего после нескольких часов езды колени даже не болят, а стонут, ноют и настойчиво требуют покоя в выпрямленном состоянии. От проблемы с коленями и избавилась только тогда, когда одела кожаный комбез. Однако, путешествовать в нем я не рискнула. Итого, после 500 км в одну сторону могу сказать – при выработке своих положений посадки на мотоцикле можно доехать до финиша без болей в спине, коленях и мышцах! В этом же мне помог и рюкзак, который стоял между нами и не позволял мне съезжать к пилоту. Я выработала для себя определенную формулу безболезненной езды на спорте: не упираться в бак, а упираться в бока пилоту, как бы прижимая его к сидению, стараясь максимально расслабить спину (держа её прямо и смотря на дорогу чуть над пилотом) и колени. Да, немного устают по итогу руки, но это совершенно несравнимо с теми неудобствами, которые остаются после стандартной позы. В таком режиме консервации можно без проблем ехать на далекие расстояния, не боясь, что после первой сотни без остановок желание вернуться домой пока не поздно овладеет полностью. Но если все-таки колени заныли, простое снятие ноги с подножки на несколько секунд помогает.
Забыла упомянуть о том, что к этому сезону мы заказали нестандартные подножки для пассажира с возможностью регулировки угла и ниже стандартных сантиметра на 3.
Заказывали с ebay за 39$. Разница в удобстве по сравнению со штатными очень даже ощутима!

Маршруты

Если в первый наш выезд вокруг Ладоги в 2014 мы не останавливались по пути для осмотра достопримечательностей, то в этот раз, глядя на великолепные маршруты Norman’s Riders, я решила создать маршрут и для нашего путешествия.


Основной маршрут
Этот маршрут со стартом из дома и финишем в гостевом домике в Сортавале через Мурманское шоссе. Маршрут протяженностью около 500 км подразумевает посещение 8 точек: Собор Смоленской Богоматери (Олонец), Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина, Погранкондуши берег, Варашев камень, Река Уксунйоки, Фрагменты «Линии Маннергейма», водопад Койриноя верхний и нижний. И в сторону дома от Сортавалы в Питер с посещением одной точки – Гора Филина. Итого основной маршрут протяженностью 966 км.


Первый маршрут
Запланирован на второй день и состоит из 3 точек: Рюмякоски водопад, Рускеальские водопады и, естественно, каньоны Рускеала. Протяженность маршрута 63 км.


Второй маршрут
Его посетить мы решили во второй половине первого дня. Включает 4 точки: залив Кирьяволахти, Ляскельская ГЭС, водопад Юканкоски - белые мосты и Крест скорби. Протяженность маршрута 140 км.


Третий маршрут
Самый короткий, его мы оставили на самый крайний день. Протяженность 20 км и 3 точки: дача Винтера, Камень желаний и памятник рунопевцу.


День №1

Итак, утром понедельника, а скорее вечером, нудно перетекающим в рассвет, мы проснулись около 4 утра и так не смогли заснуть. Какой-то приятный мандраж от предчувствия дороги и отдыха не давал покоя и мы, дождавшись утра, дособирали немногочисленные вещи, двинули в путь. Дорога была свободна, несмотря на рабочий день, не было ни заторов, ни пробок. Большим плюсом стало активное движение в город, а мы ехали как раз в другую сторону. Сделали две остановки на Газпроме, и первая крупная остановка для обеда и осмотра достопримечательностей состоялась в г. Олонец.

Олонец

Сначала мы поехали к собору Смоленской Богоматери, который находится на острове Мариам у слияния рек Олонка и Мегрега. Пройти к собору можно по нескольким мостикам.


Раньше на этом месте стоял Никольский храм. Про него есть интересная легенда. Его строитель и житель острова, богатейший купец, однажды во сне увидел плачущую женщину, которая просила освободить остров для спасения города от чумы. Но купец не сразу согласился, а поставил условие: если он увидит утром на каждом дереве по белке, то он освободит остров. А утром произошло чудо – на каждом дереве, на каждой ветке сидели белки, пришлось покинуть купцу остров. И на самом деле, после его ухода мор в Олонце прекратился, а местные жители верят, что Пресвятая Богородица сама выбрала их остров. В 1819 году Олонец посетил Александр I и молился именно в этой церкви, после чего дал указание построить новый храм на месте ветхого и в 1824 году приступили к строительству. А после революции собор стал разрушаться и использовался как кинотеатр, потом как музей. Прихожане в храм вернулись лишь в 1992 году, только в 2010 году завершены реставрационные работы и вновь возведены 5 куполов.
Место действительно внушает какую-то духовность. Деревянный мост, много зелени вокруг, тишина, а сам собор как будто вливается в окружающий мир, стараясь украсить природу и подчеркнуть значимость духовной культуры в нашей жизни. Скромный блеск золотых крестов и зеленые купола, отражаясь в спокойной воде Олонки, дарят умиротворенность и покой.
Дальше обед и посещение музея карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина. Фотографировать в нем нельзя, только за дополнительную плату.


Находится он рядом с собором, и располагается в деревянном двухэтажном здании, где раньше жил олонецкий купец Куттуев. Вход в музей стоит 60 рублей. Прибыли мы в обеденное время и не попали на экскурсию, поэтому сами посмотрели экспонаты. В коллекции музея более 20 тысяч экспонатов, которые помогут окунуться в духовную и материальную культуру местности. Лично мне запомнился самовар с двумя носиками – один для воды, а второй для молока, а все потому, что карелы любители попить чай с молоком.

Ладожское озеро

Следующая точка уже на берегу Ладожского озера - Погранкондуши берег.


Это скорее место привала и приятного отдыха. Изобилие вокруг отдыхающих в будний день говорит о популярности этого места. Погуляли по песчаному берегу, измерили температуру воды пальцем и с новыми силами поехали дальше. А следующая точка - Варашев камень - совсем рядом. Но мы не смогли его найти. В лес уходила дорога, вполне проходимая лесная тропа. Но в какой-то момент она раздвоилась и мы сначала поехали по одной ветке, уперлись в тупик. А потом и по второй, но тоже безрезультатно. В итоге отправились дальше в путь, так и не достигнув своей цели. Если хотите его посетить, нужно изучить подробней местность, потому что навигатор тут не помощник, да и к тому же сети в этом месте у нас не было.
Дорога с этого места началась убитая, ямы, выбоины, разбитый асфальт. Мы ехали и пытались вспомнить – то ли мы забыли о качестве дорог в этом месте, то ли за 2 года так разбили асфальт. Каждый раз подъезжая к куску хорошего асфальта в голове мелькала мысль – ну все, дальше, как по маслу. Но нет.
Река Уксунйоки, наша следующая точка, тоже богата красивыми видами.


Проехав мост через реку, можно спуститься и постоять на этом мостике, посмотреть на бурлящую реку, богатую порогами и любимицу экстремальных водных видов отдыха.
Уже давно и призывно горела лампочка резерва, заправок все не было и только в Питкяранте мы смогли заправиться на Лукойле. Уже подъезжая к ней, мы вспомнили, как в прошлый раз заправлялись именно на ней.


Со следующей точкой нам снова не повезло. Прибыв на место, мы уперлись в забор. Где искать фрагменты «Линии Маннергейма» мы не представляли.


Зато посмотрели на остров Пусунсаари, который соединен технологической дамбой с берегом и на котором находится целлюлозный завод «Питкяранта».
Зато с нижним водопадом Койриноя прошло все гладко. Прибыв по координатам мы свернули налево и грунтовая дорога привела нас как раз к водопаду.


Раньше на нем стоял олово-медеплавильный завод, который работал до 1859 года. Дорожка заканчивается памятником как раз этому самому заводу, а если спуститься справа от него к реке, можно увидеть невысокий, водопад и бурлящую реку, красиво обрамленную по обоим сторонам камнями и валунами. Здесь очень свежо и прохладно, шум падающей воды приятно расслабляет.
А верхний водопад, находящийся прямо в поселке, мы искать не стали. Было жарко, уже хотелось быстрее добраться до места, принять душ и отдыхать на свежем воздухе. Мимо мы проехали Ляскельскую ГЭС, оставив её на второй маршрут, и подъехали к самому живописному и захватывающему месту всего пути - заливу Кирьяволахти. Это серпантин по самому берегу залива с крутыми слепыми поворотами, который мешает выбросы адреналина со здоровым страхом и диким восторгом. Такая своеобразная «нижняя» трасса до Зеленогорска, только в Карелии. Вот здесь на самом деле пропадает вся усталость от дороги, забываются пройденные километры, и с восторгом и восхищением мы скользим по берегу залива. Отсюда до нашего гостевого домика рукой подать. На этом завершился наш первый день отпуска, немного уставшие, но счастливые и окрыленные, мы сходили до озера, посидели на природе, пожарили сосиски и выпили вина. Выбрали мы очень удачный домик: большая закрытая территория, двухэтажный домик для нас двоих. Мы поставили мотоцикл напротив домика и любовались за ужином под открытым небом нашей девочкой.


День №2

Утром второго дня мы направились по второму маршруту нашей поездки – к мраморным каньонам Рускеала. Хоть и ехать недолго, но мы решили ехать в полном экипе, взяв с собой одежду и обувь, чтобы переодеться. По пути мы заехали на Рюмякоски – красивые пейзажи с водопадом, называемым еще «Водопад на финской ГЭС».

По координатам мы свернули по грунтовке и приехали к сетчатому забору. За ним и охрана, и собака, все, как положено. Я уже хотела уезжать, но Пашка заметил слева тропинку, уходящую в лес. Мы пошли по ней и нашли то, что искали! Вид действительно живописный! На месте руинов финской ГЭС в 2013 году построили Малую ГЭС "Рюмякоски". Полазив по камням в экипе, мы уже изрядно взмокли и отправились дальше к каньону.
Прибыв к мраморному каньону, мы припарковались у сувенирного магазина, порадовались, что автомобилей на парковке не так много и быстро переоделись в штатское. И вот тут начались проблемы. Куда деть экип? На мотике оставлять страшно. Обратились к охране, дежурившей на парковке, порекомендовали обратиться в домик охраны. Там нам отказали в помощи. И мы двинули в визит-центр, стоящий рядом. Там, на ресепшн, нам довольно грубо заявили, что камеры хранения нет и ничем помочь нам не могут. Мы стали давить на жалость, что ценного ничего нет, но носить с собой все это просто невозможно и вообще мы приехали из Питера, чтобы посмотреть каньон. Проявив немного сочувствия, женщина спросила у своих коллег, куда же можно деть вещи, на что нас пригласили в кабинет с табличкой «Управляющая», где мы без проблем скинули весь свой экип в угол и, поблагодарив, двинулись смотреть каньон.
Вход для взрослого стоит 250 рублей. Заходя в парк, я подумала, что, наверное, гулять здесь можно вечно – также, как и в первый раз, все было ярким, интересным и захватывающим. Рускеала– это горный парк, созданный в 2005 году. Мрамор здесь добывали уже с 17 в. для строительных известей и изготовления фундаментов. Особую популярность получил мраморный каньон, когда в Санкт-Петербурге и области стали возводиться дворцы и замки – именно мрамором из Рускеалы облицован популярнейший Исаакиевский собор, Казанский и многие другие. Станции метрополитена "Ладожская" и "Приморская" также облицованы рускеальским мрамором. В настоящее время здесь ведется добыча мраморного щебня. Мы прошли стандартным маршрутом, делая памятные фотографии на смотровых площадках и выходя за пределы них, завороженно заглядывали вниз.


Очень красивые пейзажи, отвесные стены из мрамора, переходящие в изумрудную тихую воду. Здесь же можно заказать сувенир с гравировкой на мраморе. В этот раз мы дошли до кирпичных печей, ранее используемых для получения извести, которую производили при пережигании мраморной крошки. Далее можно пройти к итальянским камнеломням, получившим свое название из-за использования итальянских технологий. Здесь находятся большие каменные блоки и повсюду на мраморе длинные глубокие полосы, оставшиеся от добычи камня. Но каменоломня из-за низкого качества мрамора в свое время была закрыта. Несколько часов мы с удовольствием гуляли по парку!
На обратном пути мы сделали остановку у Рускеальских водопадов, представляющих собой комплекс из четырех равнинных водопада. Территория обустроена, везде проложены дорожки и лестницы. Небольшие, около 3-4 метров, водопады как бы нехотя поторапливаются и лениво шумят потоками воды.


Послеобеденный маршрут нацелен на Белые мосты. Мы двинулись сразу к водопаду. Читая его описание, я заметила фразу «Водопад Юканкоски является самым высоким в Карелии и одним из самых редко посещаемых». И только подъезжая к нему я поняла, почему это именно так: 11 км даже не грунтовки, а трудно проходимой дороги. Сначала нас выматывали пески, в которых тонули наши колеса и мотоцикл устраивал грязные танцы, потом мы проехали знак «Стоп», у которого некоторые побросали свои автомобили и двинулись к водопаду пешком. Помимо песков болью в голове отражалась «стиральная доска» на дороге, которая действительно выматывала. Тем не менее, мы за себя порадовались. Если бы накануне здесь прошел дождь, мы бы, вероятно, до водопада не добрались. И вот, отряхивая пыль, мы заезжаем на лесную дорогу. И тут наш кошмар продолжился. Ехать можно лишь на скорости 5 км/ч, и даже не скажу, что там ямы на дороге, нет. Там даже не дорога на ямах. Там просто хаотично раскиданные ямы разных размеров, высот и диаметров, которые и не думали переходить во что-то более-менее ровное. В конце пути я почувствовала себя окончательно разбитой, ведь даже за предыдущий день я так не уставала – ныло все тело. Не успели мы снять шлема, нас окружил рой слепней, который мы так и отгоняли от себя на протяжении всей экскурсии на водопады. Мы прошли вниз по ступеням и приятно удивились – действительно красивый большой водопад, а когда поднялись вверх к его началу увидели, собственно, и сам белый мост.


В это время года водопад имеет спокойный характер, он красиво и нежно опускает свои тонкие струи на каменные пласты, ударяясь внизу о воду. Эти места больше похожие на дикие – следы присутствия человека не заметны вообще, что придает свой шарм водопаду. При мысли, что нужно ехать по этой же дороге обратно, становилось как-то грустно. Вымотанные дорогой, мы решили ехать обратно, не заезжая к Кресту скорби, который был в стороне от Белых мостов. На обратном пути мы остановились у Ляскельской ГЭС, восстановленной в 2011 году после разрушения в годы войны, прогулялись по мосту.


Приехали мы грязные и по пути не увидели мойки, поэтому, увидев у хозяина минимойку, мы набрались наглости и попросили помыться. Нам с радостью разрешили воспользоваться мойкой и вот уже через 15 минут наш мотоцикл блестел и сиял на солнце. Кстати, крепление для телефона ни разу не отклеилось, даже после такой дороги на Белые Мосты! Подходил к концу наш второй день путешествия. Завтра уже надо отправляться в обратный путь.

День №3

Утро третьего дня выдалось пасмурным и хмурым. Всю ночь лил дождь, да и погоду на предстоящий день обещали совсем не радужную. С утра мы дождались, пока подсохнет асфальт и поехали по заключительному и самому короткому маршруту. Сразу мы направились на дачу Винтера, которая стоит на мысе Таруниеми, что в переводе значит «сказочный». Сейчас там располагается парк-отель, который считается лучшим загородным туркомплексом Карелии. Доктор Винтер преуспев в частной практике, в 1909 году решил построить для себя загородный дом. Он был спроектирован финским архитектором Саариненом и выполнен только из местных материалов, а вокруг дома высажен уникальный парк. Подъехав к шлагбауму, мы назвали цель нашего посещения (посмотреть дом Винтера) и нас пропустили на парковку внутри парк-отеля. Дальше пешком. Территория парк-отела большая и очень красивая.


Сразу вы увидите беседку, которая выполнена по эскизам той беседки, находившейся в парке Ваккосалми на берегу озера Айранне. Именно там прогуливался Густав Винтер и любовался закатом. По указателям в парке можно без труда найти сам дом Винтера, он обосновался на самом берегу. Дом является памятником архитектуры, внутри имеются экспозиции, посвященные архитектору, доктору и парку, а также конференц-зал. Если углубиться в парк, уходя от центрального входа в дом, можно набрести на аллею желаний, вход в которую стережет гном с фонариком. Правда, фонарик кто-то уже забрал, видимо, на память.


Если у вас доброе сердце, аллея поможет исполнить желание: нужно загадать желание, сцепить руки перед собой и пройти молча всю аллею. Аллея – это посаженные близко друг к другу двумя параллельными рядами хвойные деревья, между которыми порой довольно проблематично протиснуться. Мы прошли аллею и поехали снова загадывать желание, так как на берегу озера Ляппяярви в Сортавале есть большой гранитный камень, именуемый Камнем Желаний.


Чтобы желание исполнилось, нужно положить правую руку на камень и загадать свое заветное желание. Руку приложили, желание загадали, остановились рядом у памятника рунопевцу на площади Вяйнямёйнена, установленного в 1935 году в честь столетия первого издания «Калевалы».


Все, программа выполнена, едем собираться в обратный путь.
Пока мы собирались, пошел дождь. Вздохнув, мы одели дождевики и поехали. На обратном пути мы планировали посетить только гору Филина, а все популярные места от Приозерска до Питера мы посетили отдельно в рамках оранжевого маршрута проекта «47/47», о котором я рассказала здесь: www.motobratan.ru/33977/85739.html


Но постоянный дождь заставил нас изменить свои планы и поехать напрямую домой. В Приозерске дождь немного сбавил обороты, ноги и руки были уже насквозь мокрые, дождь пробирался неприятным холодком за воротник дождевика, начала намокать верхняя подушка в шлеме. При подъезде к Питеру на нас обрушился дождь неистовой силы: поток воды, который выбрасывали проезжающие грузовики, создавал ощущение, что кто-то резко вылил огромное ведро воды прямо сверху, заставляя съежиться и качнуться от силы потока. Прибыв в Питер, мы еле сняли мокрые перчатки с синих рук и отправились согреваться. Жаль, что выезд завершился на дождевых нотках, но так не менее, два самых продолжительных ответственных дня просветило солнце и это лучший из всех возможных вариантов!
Впечатления остались самые лучшие, такие путешествия всегда как-то резко выдергивают из череды будничных рабочих дней и дают ясное понимание ценности времени, которое уходит безвозвратно. Прошло всего три дня, а эмоций и впечатлений осталось столько, как будто нас не было дома месяц.
Спасибо всем, кто дочитал до конца, надеюсь, что-то полезное для себя из отчета вы узнали! Всем путешествий, ярких поездок и дорожной романтики! Не сидите дома, лето скоро закончится.
*
#эродинспорттурист #NRC_SPB #Normansriders #Normansridersclub #47points47region #эродин #moto #мотовесна #мотоспб #спбмото #мотциклисты #мото #мотожизнь #покатушки #катоси #47Points47Region #двойка #пилот #мотоэтожизнь #yamahar1 #хочукататься #эродин #ямаха #мотопутешествия #ладога #вокругладоги #вокругладогинамото #ладожскоеозеро #рускеала #водопад #олонец #сортавала #отпуск

Ездили ли вы вокруг Ладожского озера на мотоцикле?
Проголосовало 69 человек
12288
Изображение