Сообщение отправлено
Я

Териберка

Териберка

Вот опять тянет в дорогу. Что за напасть такая? Почему не сидится на месте?

Поглядываешь на карту, строишь планы, куда ехать и когда. Зачем вопрос не стоит – едем за впечатлениями. Они всегда разные, от дороги и от настроения, от людей с которыми встречаешься и от самой местности. И главное, новые впечатления наслаиваются на впечатления от прошлых поездок и складывается свой мир. Тот мир, который нравиться.

И так, после майской поездки было решено следующую совершить в Карелию. И места красивые и дороги хорошие. Но не ехать же опять в Приозерск-Сортавалу-Петрозаводск. Надо что-то новое. В октябре прошлого года ездил на Беломор канал и дальше вокруг Онеги. Решили ехать до Беломорска и посмотреть петроглифы. Уговаривать прокатиться никого не пришлось, только немного подкорректировали даты, что бы все смогли.

И в процессе обсуждения так увлеклись, что удлинили маршрут аж до Териберки. Не потому, что там был снят фильм Левиафан (я и узнал то о нем только в поездке), а потому что так интереснее. Проехать у знака «Полярный круг», посмотреть на Белое мое и увидеть самим «русский край земли», как еще называют Териберку.

Запланировали даты (два дня туда, два обратно и день там), забронировали жилье в Кеми по пути туда и в Себеже обратно. Получилось удобно по пробегу. И начались дни ожидания поездки. Не знаю кто и что ждал от нее, а мне просто хотелось ехать. У каждого из нас были свои сомнения, не буду их описывать, главное, что поездка состоялась.

День первый.

Он же дождливый, он же волнительный и вместе с тем такой обычный. Дождь в дорогу считается хорошей приметой. Мы так не считали напяливая (иначе не назовешь эту процедуру) дождевики, но успокаивал прогноз, дальше сухо. Теперь главное втянуться в дорогу. Кто-то наматывает мили на кардан, а кто-то километры на ремень. Мотоциклы у всех разные, стиль езды тоже. Общее только желание посмотреть на море и провести интересно время, это и сглаживает все остальное.

Повезло. Дождь закончился перед поселком Пряжа. Заглядывая вперед скажу – cледующие два дня были сухими и теплыми. 

Первые сотни по привычной дороге «Кола» не приносят новых впечатлений. Разве что внезапно кончился бензин у одного из нас. И так получилось – назад 27, вперед 82 и ни канистры, ни возможности доехать. Кто поедет в том направлении знайте, не все заправки есть на Яндексе и лучше заправляться почаще. Поехали вдвоем обратно купить канистру с бензином и заправить железного коня, мокнущего под дождем.

Выход не прост, не часто обсыхаем. Канистра есть в продаже только 5 литров, а что бы ехать вперед надо больше. Купили еще две полторашки воды, воду вылили, залили бензин из канистры, канистру опять заправили. Вот так сложно. Доехали до неподвижной железяки, заправили и заодно сами заправились в кафе. Раз уж время потеряно, то хоть поесть. И это правильно. В любой трудной ситуации главное поесть, а вдруг следующий раз не скоро.

А еще про кофе. Кто его не любит может пропустить этот абзац.

В дороге чаще пьем кофе. На заправках. Создавая очередь и принося прибыль заправкам. С собой ведь его много не возьмешь. Да и пустой термос потом будет мешать несколько дней. Вот и приходиться пить из картонных стаканчиков, в придорожных кафе он редко лучше, чем на заправках. Он не тонизирует и не помогает проснуться. Он позволяет пообщаться, обсудить дальнейший путь и немного отдохнуть. Просто пауза.

В кафе на заправке у Медвежьегорска увидели такую противоугонку.

Ну и первая ночевка. Кемь. Приехали позднее расчетного времени. Так всегда, всего не учтешь. После съезда с трассы нам стали махать из проезжающей машины. Это оказался байкер из Москвы (он был даже в жилетке) тоже едет на Териберку с семьей. Это и остановило его от путешествия на мотоцикле. Тут наш друг решил обсохнуть еще раз. Спасибо попутчику, у него была и канистра с бензином и воронка.

Сразу за знаком Кемь наш отель «Кемка». Заселились и даже успели пообедать в кафе за 20 минут до закрытия. Номер удобный, из минусов платная парковка за каждый мотоцикл по цене машины. Хотелось поставить мотоцикл поперек. Шутка, не до того. Завтра ранний старт.

День второй.

Собрались, загрузились, поехали. Рассчитываем позавтракать на первой заправке. При выезде на трассу вернулись немного назад, чтобы посмотреть сфотографировать на ГЭС. Вчера в сумерках торопились и не стали останавливаться.

И снова дорога. Красивая Карелия уходит назад, а впереди не менее красивое Заполярье. Ландшафт меняется. Меняются и краски. Останавливаемся у стелы «Полярный круг» 

Рядом то ли елка, то ли вешалка для тряпочек, масок и даже нижнего белья.

Постоянно останавливаются машины, автобусы, кэмперы, все хотят сделать памятное фото.

И дальше опять дорога. В этих местах я бывал только зимой, а летом все по другому. Вдалеке справа видны Хибины. Жаль не остановились сделать фотографии, вершины освещены солнцем. Красота.

Доезжаем до Мурманска и направо на Териберку. Еще 130 километров и мы у цели. Дорога ровная и новая. Вспоминая рассказы ждем грейдера. Движение достаточно оживленное. Кто едет смотреть Териберку, а кто уже обратно. Местные носятся как сумасшедшие, приходиться уворачиваться. И вот он грейдер. Ужасный, пыльный, вытряхивающий все из мотоцикла и его водителя. Ехать 20 медленно и нудно, ехать 60 легче, но можно не успеть остановиться. Попробовав все трясемся на 40. Везде люди складывают пирамидки. Их так много, что это получаются целые поля.

Дальше встречаем народное творчество. Это что бы не скучно ехать было. Похоже на язычество. Ему оставляют вещи, сувениры, тушенку, коньяк.

Проехали грейдер и даже ничего не отвалилось. Почти. На одном из мотов погнало масло. Приедем будем смотреть.

Находим весьма странного хозяина отеля и селимся. Называется красиво «Гостевой дом Normann». Кидаем вещи и спускаемся в подвал, в местный ресторан. Он огромный, наверно поместилось бы все коренное население поселка. Чувствуем себя как в одиноко в таком большом помещении.

Интерьер похоже собран из всех заброшенных домов. Есть в музее быта Териберки все равно хочется. Меню красивое и большое. Только из списка почти ничего нет, суп, салат и гамбургер. Решили остановиться на последнем. Было вкусно, красиво и дорого. Север, привозят мало, что придется и редко. На следующий день оказалось, что в двух других ресторанах выбор тоже не велик.

День третий.

Но статья не о гастрономических изысках поселка, а о самом поселении, куда мы ехали целых два дня. Первое упоминание о Териберке относится к XVI веку. К тому времени здесь появилось русское сезонное поселение рыбопромышленников — становище. На рубеже XIX—XX веков здесь был уже значительный населённый пункт: имелись две церкви, маяк, гидрометеостанция. В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы. В 1914 году в селе проживало 1538 жителей. Наибольшего развития посёлок Териберка достиг после окончания Великой Отечественной войны. В 1940—60-х годах здесь было уже два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы. Териберка была районным центром, довольно быстро развивалась и росла. Упадок в селе начался в 1960-х годах, когда центр района перенесли в Североморск. Сейчас поселок находиться в плачевном состоянии.

С утра решили посетить кладбище кораблей. Пошли пешком через мост и по берегу. Все рядом, баржа из которой сделали причал, засыпав землей и несколько остовов кораблей. Тут покоятся деревянные остовы старых рыболовецких баркасов

На этом наши пешие прогулки решено было закончить и искать машину, которая отвезла бы нас на водопад Малого Батарейского озера и Каменный пляж «Яйца динозавров». Этой машиной оказалась «буханка» с кожаными сиденьями от дорогих машин, которые как мы посмеялись не смогли доехать и были разобраны.

Вот это проходимость у машины!!! По дороге сфотографировали Малое Батарейское озеро

А вот и водопад. Очередь фотографироваться . Сказочно красиво.

По дороге обратно остановились у пляжа «Яйца динозавров». Круглые камни, что мы яиц не видели?

Нас доставили домой, на этом мы сэкономили много сил, ведь на утро уже обратно. Погода начала портиться. Холодало, пошел дождь, и мы занялись изучением погоды по пути следования. Прогноз был неутешителен. Дождь. Вокруг Мурманска крутился циклон. Стартовать решили пораньше, чтобы хотя бы грейдер проехать без дождя. А там как пойдет.


День четвертый.

Утром холодно +8, ветер, но дождя пока нет. Он шел ночью и будет идти дальше, но грейдер мы преодолели довольно легко. Вперед, пока не полило, было нашим лозунгом еще часа полтора. А потом полило. Фотографий ни у кого нет, доставать телефоны было самоубийственно.

Холодно, мокро и ураганные порывы ветра. Только вперед! Кто как может, главное вперед. Через два часа останавливаемся заправиться и согреться в кафе. Замерзли все, Наличие теплой одежды и дождевиков почти не спасало. Разве что тяжело было это все снимать-одевать. Так и согрелись.

И дальше, от заправки к заправке. Немного размявшись едем дальше. Один раз поймал себя на мысли, когда ехал было темно от туч и ливня и начала сверкать молния – вот и все. Куда бы спрятаться.

У нас ночевка теперь в Сегеже. На заправке ищем точный адрес…….и он оказывается в СЕБЕЖЕ ! А это совсем не по пути. Вот незадача, когда бронировали перепутали. Бывает и такое. Значит судьба, Сегежа далеко, а Кемь на 150 км ближе. Повезло. Звоним в отель, номер есть и тот же самый. Быстрее туда, снять все мокрое и в душ.

Весь номер завален мокрыми вещами. Как это все просушить с помощью двух сушилок для обуви и одного фена? Ответ – как получиться.

День пятый.

Получилось скверно. Высохли разве что дождевики, но им то зачем? Напяливаем сырое барахло и в путь. Еще день в пути. Впереди хорошая погода и к Медвежьегорску снимаем дождевики. Ребята из Омска, с которыми мы познакомились в отеле в Кеми в итоге нас догнали, хотя стартовали намного позже. 

Теплеет, мы выехали из зоны дождей. Теперь просушить все на себе встречным ветром. Сохнет быстро и можно согреться. Теперь уже ехать намного проще. Считаем сотни километров до финиша.

Ближе к Лодейному полю машин становиться больше, движение судорожное, неприятное. Да и мы порядком устали. Наша маленькая колонна частенько разваливается. На подъезде к Назии ремонты, сужения. Едем по обочине. Что нам гравий после тряски до Териберки , легко.

Конечная заправка Shell перед Колтушким шоссе. Все, доехали, дальше в разные стороны и домой.

Пьем кофе, смеемся, вспоминаем поездку. Разъезжаться не хочется, мы еще в дороге, мы еще в пути. Еще один рубеж мы проехали – были на море. На Баренцевом, за Полярным кругом. Пусть все завидуют.

Остальные фото можно посмотреть в группе

https://vk.com/club204740548?z=album-204740548_280447476

4367
Изображение