Сообщение отправлено
Я

2. Улан-Батор - Гоби. Из путешествия Монголия-Алтай.

CKOTOTOURISM: АЛТАЙ-МОНГОЛ ШУУДАН МОТОЖОРЫК-2016. ЧАСТЬ 2.

Добрый день! Выкладываю вторую часть отчета о путешествии нашего моторизированного кружка по Монголии и Алтаю)

Далее надо было просто доехать около 850 км до Улан-Батора, где нас ждал день отдыха, ремонта и экскурсия к памятнику Чингисхану. Знали, что первые 100 км – асфальт, далее непонятно. К нашей радости вся дорога до Улан-Батора оказалась отличным асфальтовым шоссе (если свернуть в нужном месте на Дархан и сделать крюк в 100 км).

У Антона на джебеле начало постоянно спускать заднее, решили не клеить, тянуть до Улан-Батора или шиномонтажа, просто каждые пару часов подкачивали. Опять разделились, Антон и Игорь остановились вздремнуть полчаса – стояла жара под 30 и их начало в сон клонить. Встретились через пару часов на заправке в небольшом городке Булган. Но не все – Антон привез весть, что не доезжая 10км до Булгана, у Игоря на Африке кончился бензонасос (больное место на Африке). Наш штатный механик Валера выдвинулся помогать Игорю.

Игорь за то время что менял насос и ждал Валеру, сумел пережить небольшую песчаную бурю. Надо отметить гостеприимство монголов и готовность помочь. Все проезжавшие мимо Игоря остановились и звали к себе – переждать бурю.

Встретились мы только на следующий день, уже в Улан-Баторе. Поскольку пока мы ждали Валеру и Игоря в кафешке в Булгане, они, не заметив, проскочили мимо нас. Впятером заночевали в приличной гостинице в городе Эрденет, построенном СССР рядом с месторождением меди.

Наутро в шиномонтаже починили колесо Антона, я же метнулся на местный авто-мото рынок – за зеркалами, т.к. одно я разбил. 300 рэ за пару вполне приличных зеркал, неплохо :) Ну и местный колорит  Валера и Игорь заночевали за Эрденетом, в юрточном кемпинге.

Проснувшись, в шиномонтаже починили колесо Антона, я же метнулся на местный авто-мото рынок – за зеркалами, т.к. одно я разбил. 300 рэ за пару вполне приличных зеркал, неплохо :) Ну и местный колорит  Валера и Игорь заночевали за Эрденетом, в юрточном кемпинге.

Колорита в пути по обжитым местам Монголии добавляют надписи и вывески. Алфавит в Монголии основан на кириллице, поэтому иногда возникает чуство сюрреализма, потери в пространстве. Едешь, и среди абракадабры на кириллице выскакивают вывески «Обои» или «Мебель». Попадаются и смешные варианты. Например режим работы магазинов или банков.

На следующий день все без приключений добрались до Улан-Батора, где нас уже ждал Арман. Остановились в известном среди европейских путешественников кемпинге «Оазис». При нем мастерскую по ремонту всего движущегося держит осевший здесь японец.

Встретили много колоритнейших путешественников. Кто-то в пути уже 7 лет, кто-то 14. Кто-то едет на мотоциклах, кто-то на грузовиках с кунгами (типа магируса). Пара пожилых немцев едет на переоборудованном крузаке, возвращаются в Германию, за новым авто – с кпп автоматом, у немца отнимается левая нога – не может уже сцепление выжимать. Пара южнокорецев удивила – один едет на 800ом гусе, второй на 150ти кубовом скутере.

Улан-Батор – крупнейший город Монголии, из 3 млн населения страны 2 млн живет здесь. Представляет из себя по сути одну длинную улицу, вдоль которой и стоит город. Жара, пробки – все удовольствия мегаполиса. Удивило огромное количество гибридных тойет приус на дорогах.

От жары у Армана лопнула пластиковая экспедиционная канистра, оставленная на солнце. Из технических проблем – лопнувшие металлические части багажных систем. На джебеле проблема посерьёзнее – начала тянуться цепь (попался китайский ДИД похоже) и катастрофически быстро уходить звезды того же качества. Из запасов японца нашли звезды на замену, цепь оставили – новой найти не удалось, понадеялись, что эта дотянет.

Еще из серьезных проблем - у Ромы на 800ом гусе погнуло направляющие передней вилки – результат просевших новых пружин, от российского производителя. Лечили проставками из шайб. Игорь с помощью веревки, нарезанной из пластиковой бутылки, починил лопнувшее от падения ветровое стекло. Этот способ лечения лопнувшего пластика еще применяли не раз. Важно то, что пластик от бутылок при нагреве термоусаживается и получается прочное соединение.

3 июня – день отдыха. Наняли автобус с гидом, съездили к статуе Чингисхана, зашли в музей расположенный внутри статуи, поднялись на смотровую площадку на ней же). Со смотровой видно степь, и только степь) Статую делали, говорят, в Японии, поэтому черты лица у статуйного Чингисхана совсем не монгольские, хотя азиатские конечно. По возвращению в Оазис ремонтировались, тупили, отдыхали.

Отдохнув, двинули дальше. По плану – посещение Хархорина – древней столицы Монголии, и старейшего в Монголии буддистского монастыря Эрдене-Зуу. Монастырь оказался новоделом, т.к. прежний был разрушен в 1928 году. Так что меня лично не впечатлил. Посмотрели как монахи молятся, покуривая кальян, прогулялись, поели и рванули дальше.

Ночевка предполагалась у водопада Улаан-Цутгалан, но как говорится, планируй и насмеши бога  400 км асфальта от Улан-Батора до Хархорина закончились и дальше поехали по грунтовкам.

Водопад находится в природном заповеднике, на въезде стоит будка. И когда наш толмач и краевед Арман остановился пообщаться с местными за жизнь, с нас потребовали плату за въезд). Но смекалка не подвела – представились журналистами, снимающими фильм про Монголию, и поехали бесплатно))

Заповедник – особый уголок Монголии, расположен в долине реки Орхон и не похож на остальную часть страны. Здесь зеленая трава, холмы, река. Красота… Ближе к вечеру начался дождь, и дорога из твердой грунтовки превратилась в размытую глинистую субстанцию. Ехать стало совсем некомфортно, решили править к ближайшему населенному пункту километрах в 50ти.

Ползем, скользим, мокнем, и тут нас на мотоцикле марки Мустанг-5 лихо обгоняют два монгола, по их примеру съехали с дороги на траву – оказалось на ней держак лучше и погнали. Доехали до поселка Бат-Олзий уже почти в темноте. Поперек всего поселка течет река, полупьяные местные показали брод через нее (утром выяснилось что 20-ю метрами правее есть мостик через эту речку)) ) и проводили к гостинице на центральной площади.

Поставили мотики во двор гостиницы, там же был и туалет орлочковой системы. Монголы конечно же на ночь закрыли ворота на замок, вместе с туалетом . Пришлось скототуристам воспользоваться центральной площадью поселка).

Только зашли в гостиницу, мокрые, голодные, как явился местный полицай. Он говорит только по-монгольски, мы на нескольких языках, но среди них нет монгольского. Начинает нас допрашивать!!!! На что он надеялся? Как мы могли его понять?!! Надеясь понять что он от нас хочет, позвонили нашему гиду в Улан-Батор, он монгол со знанием английского. Но и с его помощью понять, что от нас хотят, не получилось тоже. Это другая сторона монгольского менталитета)

В итоге сказав монголу-полицаю пару ласковых на русском, просто разошлись по комнатам переодеваться, ну а потом поели хлеба, консервов и водки, поговорили о том как правильно ехать, чтобы не терять друг друга (т.к. в один момент Антон после остановки дал газу, встал в стойку и скрылся за холмами. Вот только помчал он не в ту сторону))

Наутро двинули дальше. Решили попробовать доехать-таки до водопада, но речки после дождя поднялись, броды стали высоковаты, поэтому на первом из них ссыканули и поехали в обратную сторону. Выехали из заповедника, помахали с журналистским приветом собирателям денег на въезде, и пошли на Арвахейр – городок после которого путь лежал в Центральную Гоби.

В Арвахейре остановились пообедать, долго читали меню, выбирали, рисовали человечков, в результате поели буузы. Это такие манты по-монгольски. Надо сказать, что в монгольском провинциальном общепите другой еды нет, так что под конец монгольской части поездки буузы нам изрядно приелись. Тем более что в Бурятии мы совершили стратегическую пищевую ошибку – активно налегали на позы, почти те же буузы, только вид сбоку.

В дальнейшем мы поняли, в общении с монголами - человечки - главное!)

Выяснилось, что цепь у Антона на джебеле вытянулась совсем неприлично, поискали в Арвахейре подходящую, пусть даже китайскую (типа купим три, будем менять как носки) – но не нашлось. Решили: Антон едет в Улан-Батор (это 400 км по асфальту), там ищет цепь и догоняет нас по федералке в Алтай Сити. На том и разъехались. Антон благополучно за 4 часа доехал до уже ставшего родным кемпинга Оазис.

Мы же рванули по ровной как стол пустыне Гоби в сторону разрушенного монастыря Онгийн-Хид. Скорость можно было держать под соточку, главное с дороги не съезжать, могут быть сюрпризы в виде ям, валунов, спрыжек. Не зря монгольские степные и пустынные дороги не прямые – каждый изгиб – это обход препятствия.

Не доезжая километров 10 до монастыря, наткнулись на юрточный кемпинг – такой пустынный сюр – вокруг пустота, ничего и никого – и вдруг оазис. И не просто оазис – а с вайфаем!! И водой в душевой (только холодной правда) и с УНИТАЗАМИ!!! Сварили на примусе гречки с тушенкой, с собой везли изрядный запас гречи и макарон – наслушались рассказов о пищевых проблемах в Монголии. Так вот, гречку можно было взять – но только для того чтобы разнообразить немного рацион. Макароны, тушенку и рыбные консервы в Монголии можно купить практически в любой дыре, так же как и почти везде, в любом поселке есть банк, где можно поменять доллары на тугрики.

Проснулись, позавтракали остатками ужина от проезжавших в предыдущий день то ли англичан, то ли немцев и двинули дальше. По плану надо было доехать до кладбища динозавров Баянзаг (в Монголии крупнейшие в мире залежи окаменевших остатков динозавров). Сразу после выезда из лагеря попали на не самую приятную дорожку для мотоцикла – песочек, удивительно для пустыни, не правда ли?!  Ребята на тяжелых турэндурах помучались, да еще и жара под тридцать.

Доехали до поселка Мандал Овоо, затарились продуктами, водой. У каждого была норма – везти с собой по два литра воды. Встреченные электрики на джипе сказали, что дальше на Баянзаг не пройдем. Но мы, помня, что у нас же два колеса (помните Бата с Хубсугула?), поехали дальше. Дорога ровная и скоростная, но через 20 км пришел он, пушной зверь. )) Не так страшна пустыня песком как водой!

О приключениях скототуристов близ Мандал-Овоо в части 3)

6132
Изображение