Сообщение отправлено
Я
Jex из Санкт-Петербурга 11 сентября 2017

Разведка боем, или Субботняя прогулка вокруг Ладоги на лёгком истребителе класса «нэйкед»

Идея объехать Ладогу банальна, как пиво в пятницу. Но и она способна захватить того, чья грудь ещё не испещрена картечью дальняков, а металлическая гузка тем не менее позволяет покинуть зону комфорта, расположенную между Уральской и Невским.

Относительно малая протяжённость пути (~850км), благоустроенность дорог, а также восторженные отзывы предыдущих ораторов позволяют рассчитывать на успех мероприятия практически любому, даже тому, у кого напрочь отсутствует опыт многочасового руления на мотоцикле и навыки весёлых ремонтов в условиях пятизвёздочной обочины.

Вот и меня, человека местами неглупого, имеющего за плечами не один десяток лет мотостажа, но любящего активное вождение и за все эти годы не выбиравшегося на мотоцикле дальше двухсот-трехсот километров от мегаполиса, под занавес благоприятнейшего сезона 2017 посетила тривиальная мысль: совершить в одиночку беспосадочный (то бишь однодневный) перелёт вокруг Ладожского озера на самом подходящем для дальней поездки мотоцикле — класса нэйкед. Этот истребитель километров широко известен в узких кругах своими дальнобойными качествами: полным отсутствием ветрозащиты, жёсткой подвеской и седлом, а также другими, не менее замечательными характеристиками. Итак, мысль посетила, осталась на ночь, а потом не захотела уходить.

Поначалу я хотел ехать на время. Тогда надо было бы гнать, и остановки планировались бы только для залить/отлить (бензин/сами-знаете-что). Но потом я осознал всю бессмысленность этой затеи, поскольку для установления лучшего времени даже опытные гонщики делают множество кругов по треку до начала самой гонки — трассу надо знать, как свои пять пальцев. Пришлось определить статус первой поездки как тестовой, но серьёзно увеличивать её продолжительность не хотелось, и я назвал её просто — разведка боем.

Началась долгая утомительная подготовка. Хотелось всё продумать и предусмотреть. В среду, 6 сентября, я решил определить день поездки. Яндекс обещал две недели дождей, но в пару дней значки плачущих тучек оптимистично перемежались значками с нагло выглядывающим из-за этих тучек солнцем. Температура по прогнозу: 7-8 ночью, 12-16 днём. Ночью я ехать не хотел, потому что пейзажей не видно и неудобно фотографировать, но в целом и днём погода не располагала к экспериментам. Только в субботу, 9 сентября, у туч, видимо, кончались слёзы, и, в ожидании очередного подвоза, капли были нарисованы не по всей карте. Что ж, суббота так суббота. Признаться, в глубине души я знал, что при наличии у меня нового, всепогодного экипа (толком ещё и не протестированного) самым трудным будет, увидев утром за окном ливень, заставить себя всё-таки подняться и выехать. А уж по ходу дождь меня не пугал. После того, как я определился с днём, я с головой ушёл в работу и почти не вспоминал о поездке до обеда пятницы.

Обееед! - радостно возвестила пятница, и я понял, что надо собираться. Хотя бы с мыслями. Но мысли упорно переключались на работу, и в результате к 18:00 я ещё не имел представления, куда я завтра поеду, и что мне нужно взять с собой. Наконец, я полез в интернет с целью выписать на бумажку (боже, какой анахронизм!) значимую информацию. Почему не в электронном виде? В гаджет может попасть вода, его можно уронить, и тогда не будет у вас ни навигатора, ни шпаргалки. Та-ак, - подумал я, - самоё простое — это найти и прочитать отчёты о поездках тех, кто уже катался. Где? Конечно, на Мотобратане и других авто-мото-ресурсах! Перечитав все, что нашёл, я понял, что люди в основном неспешно едут небольшими компаниями по приладожским достопримечательностям, ночуя в гостиницах, или устраивая привалы на природе, с нескучными лёгкими вечерами, плавно переходящими в тяжёлые утра. Я же ехал один, на нэйкеде, собирался обернуться за день (световой?), и мне требовалась вполне конкретная информация: точные расстояния между населёнными пунктами, расположение приличных АЗС, ориентиры на развилках (чтобы не доставать каждый раз из кармана навигатор), свежие отзывы о качестве дорог и т.п. В общем, компактной поездке — компактный конкретный план! Пришлось воспользоваться Яндекс.Картами, да ещё парой сайтов, немножко подумать и составить оптимальный маршрут самому. В результате, примерно через 2 часа расчетов и прикидок хрен к носу план был готов, вехи определены, всё прекрасно уместилось на маленькую бумажку из офисного блок-кубика, и... эта бумажка была благополучно забыта там же, в офисе. Обнаружив её отсутствие уже на подъезде к дому, я подумал, что это судьба, и не расстроился. Что-то и так запомнил, а на месте разберёмся...

По пути домой я заехал в круглосуточный Юлмарт и купил внешний аккумулятор на 10000 mAh. Теперь можно было не думать о зарядке смартфона, даже если залипать в навигацию на каждом перекрёстке и не выключать фотоаппарат по ходу всей пьесы. Ещё я не хотел зависеть ни от каких внешних факторов, и купил в Дикси еды из расчета на 2 (двое) суток (да-да, жизнь приучила не быть оптимистом!) - в корзинке оказались: 4 Сникерса, 0,5л негазированной воды, пачка круассанов, 2 банки безалкогольного энергетика. Придя домой, я решил, что это смешно - еду-таки не в тайгу, зачем беру так много? - и быстро избавился от лишних продуктов.

В итоге нашли себе место только:
- нож
- зажигалка
- документы и деньги
- эээ… деньги в рулоне (зря смеётесь!)
- смартфон с повербанком
- дождевик (штаны и куртка)
- неприлично оранжевая тряпка
- 1 Сникерс и 0,5л питьевой воды.

Выезд был намечен на 6:00 субботнего утра как максимум, чтобы успеть до дачных гусениц и не тупить ещё на выезде из города. Ну и запас по времени иметь хотелось. То есть встать надо было заблаговременно. Сказано — сделано. Из подъезда я вышел только в начале седьмого. Правда уже в экипе и с рюкзаком. Меня тут же обняла коренная питерская хмарь с небольшой моросью на шляпке. Коснувшись моих небритых щёк восьмиградусной прохладой, намекнула на продолжение. Но я оделся тепло, и это помогло мне устоять. Небольшие лужицы возвещали о прошедшем недавно дожде и отражали действительность в виде висящих кое-где облаков. Но я увидел знак (не дорожный): пока я шёл до стоянки, надо мной образовался просвет, и в нём, за лёгкой перистой грядкой, проглядывало настоящее, синее, как с похмелья, небо. Я тут же приободрился: теперь поездка точно должна была стать удачной.

Стоянка. Двигатель греется. Перед дальней дорогой щедро смазана цепь. Рюкзак приторочен пауком на сиденье. Наполовину - на водительское. Увы! Нэйкед без кофра не предусматривает удобное размещение багажа. Но что поделать, надо искать в этом свои плюсы... Забегая вперёд, скажу, что я их очень скоро нашёл. Так, что ещё?... В смартфоне отключены все приложения, поставлен режим полёта — разрядки практически не происходит. Смысл?... Никакого, перфекционизм чистой воды. Ещё раз проверяю экип. Все карманы застёгнуты, визор протёрт, перчатки надеты… Безумству глупых поём мы храбрость!… Ну, с Богом...

06:54 — любимая АЗС на выезде из города - заправка бака под завязку (хотя завязывать мне ещё рано, приключение только начинается).

Ещё несколько километров цивилизации. Едется хорошо - ничего не болтается, не бряцает, дисбаланса нет. Отпускаю руки, выпрямляю спину — в случае чего, буду делать на ходу разные упражнения. Ого, как хорошо задувает на 80-ти! Что же будет на трассе? Пожалуй, надо сразу утеплить утеплённое. Да и в случае резкого дождя тогда не придётся останавливаться и потрошить рюкзак... Пролетев по Энгельса, на съезде к Меге Парнас паркуюсь и надеваю поверх мотоджинсов штаны от дождевика. Туринговая куртка, верой и правдой прослужившая всё промозглое лето, и толстовка под ней, решают вопрос выше пояса. Стоп. Где балаклава?... Шарю по карманам, запускаю руку в рюкзак… Где, чёрт возьми, балаклава?!... Не иначе как оставлена дома… Отсутствие привычки постоянно натягивать на голову этот чулок сыграло свою роль. Ну и ладно… Ездил же в +2 без неё, не простыл… А сейчас целых 8! А днём обещали аж 15… Надежда на шлем. Он у меня хороший ;)
Скинут одометр, начинаем новый отсчёт поездки А... Также отметил для себя время выезда...

07:17 — старт, будем считать, от Меги. Первая остановка по плану — указатель на въезде в Приозерск. Там сделаю пару фоток. Впереди, как утверждал накануне Яндекс, первый отрезок — 130 км пути.

Приозерское шоссе до Лосево — наискучнейшее из скучнейших. Безупречное качество дорожного покрытия, быковско-карякинская прямолинейность, да леса по бокам... Как я уже говорил, цели промчать на предельной скорости, не глазея по сторонам и привезя себе в итоге пачку квитанций за превышение, не было. Целью ставилось изучение маршрута и любование окрестностями, езда в прогулочном темпе (100-110, не считая обгонов) - с поправкой на общую продолжительность пути в 1 световой день. Пока же единственным развлечением явилось заглядывание в корзинки к ранним, уже выползающим из леса грибникам, да обгоны редких полусонных «дачников», вяло тошнящих на своих коробках в сторону незабвенных грядок (не шовинизм, я сам в некотором роде дачник). За малочисленностью интересных событий вокруг, взгляд мой часто бывал устремлён на небо в попытках предугадать его настроение и хотя бы примерно определить тот самый километр, на котором меня всё-таки накроет дождём... Облака стали серыми и бежали низко, как мыши у плинтуса. Они стелились вдоль самых верхушек деревьев, будто пытались отгрызть их и утащить к себе в небесные норы… Но, дождь всё не начинался, и взгляд мой успел выхватить сбитую лису на обочине, что заставило меня смотреть в оба и не предаваться совсем уж лопоухому романтизму. И всё-таки… Чем дальше я уезжал от Питера, тем меньше я думал о возможных проблемах в пути, да и вообще о проблемах. Знакомое чувство эйфории от вновь обретённой свободы захлёстывало и устремляло вперёд с силой ладожской штормовой волны… «Я свобоооден!…» Что, это я спел? Завязывай-завязывай, здесь тебе не караоке.

Весьма непонятно, что делать с записью путевых заметок. С одной стороны, думал я, поочерёдно отпуская руки и пока ещё в целях профилактики разминая пальцы, можно было бы приспособить для этого диктофон (или смартфон?). Ведь очень жалко отпускать приходящие по пути мысли и удачные эпитеты, но останавливаться и записывать (в смартфон или на бумагу) — довольно глупо. А потом, если я захочу поделиться впечатлениями, мне ведь надо будет вспомнить все эти нюансы, и я точно знаю, что половину не восстановлю. Нда… Обидно… Вопрос в том, как совместить опции включения по событию (голос), автодробление на фрагменты (подобно автомобильному регистратору) на случай падения (ттт) или сбоя ПО по ходу записи, а также оптимальный расход энергии аккумулятора… Ладно, что-нибудь придумаю к следующей дальней поездке. Или посоветует кто…

Лосево. Пороги… Сумасшедшие рафтеры… О, рафтинг, ты — мир! Не лосевский, конечно, а там, где покруче. Пожалуй, рафтинг для меня на первом месте после мотоцикла. С парашютом я по своей воле не прыгну (не спрашивайте, почему, и не спрашивайте, по чьей ещё можно прыгнуть воле), квадроциклы и снегоходы порядком набили оскомину (хотя и не откажусь при случае набить ещё!), а на бильярде теперь играю редко. В общем, предпочитаю битвы со стихией. Полез бы в горы, да горами СЗФО не вышел, низковаты. С огнём шутки плохи. Посему остаётся вода. Рыбалка?… Разумеется, в любое время! Но ладно, что-то я совсем отошёл от темы, заблудившись в темах посторонних. А между тем уже Приозерск.

08:50 — запланированная остановка возле указателя. Сделать несколько фоток… И ещё несколько… А ещё вот с такого ракурса… Усталости не чувствуется, все параметры в норме, одометр намотал положенное, бензина… бензина завались! Значит, первая заправка - в Сортавале. Едем дальше.

Дождя по-прежнему нет, хотя отяжелевшие облака бегут по небу нескончаемым стадом. И вот что странно — асфальт без дождя всё равно мокрый... Прекрасный чёрный асфальт с битумными(?) латками... Так и чувствуется, как колёса, попадая на эти глянцевые чёрные латки, скользят вбок легко и непринуждённо, аки Плющенки… Приходится значительно скидывать газ в поворотах, к тому же появились зачатки серпантина. Но всё равно, отличная дорога!... И как только я это подумал, дорога кончилась.

Ну, если совсем честно, кончился асфальт, дорога-то осталась… Славная, приятная глазу всякого эндуриста (а я то на нэйкеде!), грунтовая дорога - с мокрой, жёлтой, жирной, липкой грязью в качестве покрытия и встречающимися тут и там ямами, безбожно долбящими подвеску при скорости свыше 20 км/ч. Мимо проносились привычные к такому апокалипсису джипы и другие коробки, окатывая нас с мотоциклом мелкими жёлтыми брызгами из-под колёс, и очень скоро визор был залеплен, а видимость снизилась до нуля. Вот, - подумал я — вот ты и приехал, Jex… Все твои помыслы о быстром перелёте вокруг Ладоги идут прахом. До Сортавалы — ещё около 100 километров. Если качество дороги будет таким же — к вечеру ты туда, возможно, доедешь. И вообще, что ты о себе возомнил?! Какого чёрта ты полез на своём городском охотнике за настоящим зверем?! Купи, чёрт возьми, хотя бы спорт-туриста, а потом езди за пределы КАД! Лошара…

Так, матеря на чём свет стоит себя, дорожников, власти и саму идею съезда с привычного маршрута «дом-работа-дача», через несколько километров я остановился перевести дух, протереть визор и сфотографировать всё это безобразие. Фотографии безобразия, к сожалению, не передающие весь ужас в душе типичного нэйкедовода, прилагаю.

Оглядев себя, я усмехнулся, представив, как меня теперь будут встречать на заправках. Ещё недавно чёрные, мотоботинки приобрели однотонный жёлтый окрас. Штаны от дождевика (слава Богу, я их надел!) также снизу были закиданы грязью. Дальше я переключился на мотоцикл… Ох, мотоцикл… Грязь была на переднем крыле снизу (что нормально), на переднем крыле сверху (как она туда попала?!), на радиаторе, на двигателе, на зародыше обтекателя и фаре, на хвосте и под хвостом, на номере… Стоп. Что у меня со спиной?… В этот момент мимо меня пролетела очередная бодрая коробка, и я решил не снимать куртку до лучших времён. Взяв себя в руки и решив, что хуже уже не будет, а если будет — то я всё равно не сверну с намеченного курса, я продолжил путь. И весьма скоро, за очередным поворотом я вдруг увидел… сказку.

Сказка начиналась с надписи «Республика Карелия». За надписью виднелся благороднейший серый асфальт, улыбчивые деревья и аккуратно постриженная трава. Как-то неожиданно и очень своевременно, словно до сих пор подгадывало момент, вышло солнце, и мир тут же стал ярок и светел. Я сразу остановился запечатлеть сие чудо с помощью смартфона и заодно вознести краткую молитву Господу нашему за конечность всех мук и всей грязи на этой грешной земле.

09:34 - с этого момента начинается истинное удовольствие от поездки, и глупые мысли, что поехал зря, больше не приходят.

Я ехал и смотрел во все глаза. Поездки в Северную Карелию, куда мы с друзьями ездим на машинах все последние годы (за исключением этого) - всё же немного другое. Там сама дорога не доставляет такой радости, ибо время проходит в общении, и все радости отложены на после прибытия. Сейчас же я один, еду расслабленно, на мотоцикле, открыт всему, и у меня есть время и желание смотреть по сторонам. А по сторонам этим — красота… Да такая, что дух захватывает! Всё ухожено, как… как на открытках. Именно так! Невольно мне вспомнились недавние слова Матвея Evelgoor Огулова из Norman's Riders об их путешествии по Норвегии: «Ощущение, что едешь во сне... тут красиво, а дальше - еще красивей, и от этой красоты связь с реальностью терялась, и казалось, что ты персонаж мультика, и едешь на фоне открыток.» Вот точь в точь ощущения, хоть и не Норвегия, а гораздо ближе, практически под боком! Да ещё добавляет огонька начинающаяся осень, с её пока ещё редкими вкраплениями жёлтых, красных, и даже фиолетовых красок... Да ровные, ухоженные поля... Да не отвлекающий никакими выбоинами, идеально гладкий асфальт - мечта любого дорожного мотоцикла... Да выходящие скальные породы, то и дело обрамляющие дорогу подобно оправам для драгоценных камней… В общем, на всём пути до Сортавалы этот мир предстаёт без изъянов. И даже (слышишь, Добрый?) наскальные надписи недалёких соплеменников не способны разрушить это очарование! Всё вкусно. Поверьте, Карелия на западном берегу Ладоги - это действительно деликатес для огрубевшей от городского комбикорма души. И если вы ещё там не были — подгадайте погоду, наметьте поездку. Не в этом сезоне, так в следующем. Вы должны увидеть это своими глазами! И я вас уверяю, вы не пожалеете.

В итоге, на отрезке до Сортавалы я останавливался более 20 раз, пытаясь запечатлеть в фотографиях потустороннюю, мистическую красоту этих мест. Конечно, все фотографии выложить не могу, да и не нужно это - сами езжайте, смотрите :) По пути мне думалось о разном, в том числе и о том, постигнет ли когда-нибудь Карелию участь прочих туристических мекк: нахлынут ли сюда толпы туристов и переделают ли власти антураж в угоду урбанизации?... как скоро это случится?… Но эти грустные мысли неизменно прерывал очередной аттракцион из подъёмов и спусков, опасных поворотов и всепоглощающего чувства дикой свободы на стрелах прямых... Машин было мало, машин с питерскими номерами было ещё меньше, и всё это не могло не радовать. Один раз я немного замешкался и подлетел чуть быстрее необходимого к возникшему за поворотом ж/д переезду, перед которым возился обветренный, видавший виды мужик в оранжевой жилетке. Увидев, как прямо передо мной начинает опускаться ржавый железный шлагбаум, я интенсивно затормозил, и заднее колесо на доли секунды спело мне свою песню. Хорошо, не прощальную. Присмотревшись, я увидел, что этот мужик опускает шлагбаум вручную! Он глянул на меня через плечо и с досадой махнул рукой — проезжай! Я кивнул, привстал в стременах и, не заставляя себя упрашивать, махнул через переезд. Замечу: никаких мигающих светофоров-семафоров там и близко не было. Просто мужик, просто шлагбаум, просто паровоз на сносях, пыхтящий в стороне и молча наблюдающий за происходящим...

11:03 — я подъехал к Сортавале. Несколько фотографий на память возле указателя, и осознанная необходимость заправки мотоцикла. Позади примерно 250 километров, впереди перегон ещё не меньше 200 — рисковать и напрягаться по поводу горючего незачем. Особенно, когда такая красота вокруг.

ТНК — сегодня ты избранная. В отсутствие проверенных десятилетиями сине-зелёных, выбор пал на отечественного производителя (не бензина, услуги). Тем более, что с данной компанией меня роднят несколько лет трудового стажа. Я, помню, застал ещё старый дизайн, а потом, уже при мне, появились эти кружочки, синий, оранжевый цвета… Ладно, не будем отвлекаться. Скользнув глазами по инструкции, не увидев радующей глаз надписи «Оплата после заправки», я тяжело вздохнул, вставил пистолет в бак и, не нажав курок, пошёл вносить предоплату. Оператор, милая женщина, уточнила номер колонки. Я попросил залить до полного, на что она тут же предложила мне оставить что-нибудь в залог и идти контролировать процесс самому. Спасибо! Ну, что ценного есть у бродяги Jex-а?… Правильно, шлем. Отдавая королеве бензоколонки видавшую виды каску и глядя, как она кладёт её на стерильно чистую стойку возле кассы, я вдруг обратил внимание, насколько шлем забрызган сзади той самой жёлтой грязью. Спина! - полыхнуло в голове. Но я не подал виду, отвернулся и вышел. Залив бак опять-таки под завязку, я расплатился, забрал шлем и откатил мотоцикл от колонки. Достал смартфон, выключил режим полёта, включил передачу мобильных данных. Залез на Мотобратан, почитал новости и свежие комменты (интересно же!). Попутно закинул в чат Тринашки фразу про Сортавалу — пусть завидуют! - но завсегдатаи ожидаемо не отреагировали, и я лишь улыбнулся, закрывая браузер. Запустил калькулятор. Лениво поделив количество вместившихся литров на количество пройденных километров и умножив полученное число на 100, я получил относительно смешную цифру, которая позволила мне в очередной раз восхититься работой японских инженеров и наполниться оптимизмом относительно дальнейшего пути (уж очень я не хотел заправлять свой, всё ещё практически новый мотоцикл на совсем уж «нонеймах»). Отметив про себя, что за время пути батарея смартфона почти не разрядилась, убрал его обратно в карман. Снял куртку, протёр перчаткой спину — грязи как не бывало! Восхитился также и работой китайских портных. Пора было двигать. Питание для собственного организма так рано не было предусмотрено, да оно и не требовалось. Ничего пока не болело, усталости почти не чувствовалось, поэтому я решил сделать остановку на обед в наиболее живописном, но обязательно диком(!) месте, и непременно около воды.

Медленно проезжая по Сортавале, я разглядывал людей, дома, пытался проникнуться духом обитающих здесь коренных жителей, представить, как бы я сам годами жил в таком городе. Всё вокруг выглядело скромно, но красиво, и мне на ум пришло единственно подходящее картине определение — Светлая Сортавала. Я не знаю, почему именно так. Может, солнце светило усерднее обычного, может, люди улыбались мне, разглядев иногороднего в неторопливом всаднике, может, что-то другое… Но Сортавала теперь навсегда останется для меня Светлой. Независимо от погоды и настроения.

Кстати, что там погода? Да солнце же! И потеплело. Обещанные Яндексом 15 градусов уж точно есть! Вообще, удивительно, как мне пока что везёт с погодой. Обещали же тучи и кратковременные дожди, а по факту облаков здесь мало, как будто кто-то специально их для меня разогнал! (ага, Jex, для тебя, как же) При этом мне совсем не жарко, и на прямых участках появившийся на северном берегу ветер забавно полощет штанины дождевика. Руки в перчатках не потеют - не зря продавец рекламировал дышащий слой наряду с мембраной. Всё прекрасно, всё замечательно! Как же я рад, что поехал!… Что же там, за следующим поворотом?!… Повернув, я вдруг оказался на Лазурном берегу.

Нет, ни вода, ни берег не были лазурными. Но название неожиданно всплыло в голове, как подлодка в Арктике, и там застряло. Представьте: гладкая, как шёлк, серая лента дороги с идеальной разметкой… с одной стороны этой дороги карельские скалы... с другой - ничем не огороженный, кроме стоящих через равные промежутки аккуратных белых столбиков, берег... Пришлось опять останавливаться, фотографировать. Но я был не против такого повода задержаться. Пусть уже 11:50, пусть не пройдена ещё и половина пути… Буду возвращаться в темноте, ничего страшного, катаюсь же в Питере по ночам.

Миновав открытый берег, я стал неуклонно приближаться к точке выбора. Впереди была развилка, на которой мне предстояло определиться — совершать ли дальнейший вояж вблизи от Ладоги, в направлении Олонца, или предпочесть хорошую по отзывам дорогу на Пряжу. Та ещё дилемма. На весах была, с одной стороны, вероятная красота природы восточного берега, а с другой была всё-таки чуть более приемлемая для моего мотоцикла дорога. Помня свои ощущения от грязевой ванны за Приозерском (слышу, слышу смех заядлых эндуристов), помня мучения подвески и сотрясающееся нутро, а главное, наступившую потом карельскую сказку, я решил определиться на месте. То есть встать прямо у развилки и послушать, что шепнёт мне внутренний голос.

12:24 — развилка Импилахти-Пряжа.
Остановился, достал смартфон, запустил навигатор и уткнулся в карту, взвешивая все за и против. И тут смартфон зазвонил!… Но как, Карл?! Связь ведь выключена - режим полёта!… Ах да, я же не включил этот режим, уезжая с заправки… Алло! Привет! (нет, это не Карл звонит, это лучший друг звонит) Поймал же меня! Быстро поделившись новостями, мы стали заканчивать разговор. И тут я спросил его мнение — куда мне теперь ехать? Тогда он выдал короткую, но поражающую своей глубиной фразу: «Смотри сам». Мы попрощались, и я опять поспешно включил на телефоне режим полёта. Что ж… Спасибо, друг!… Тут на противоположной стороне дороги остановилась машина. Из неё вышла девушка. Машина уехала. Девушка направилась в мою сторону. «А Турбоулитка с Дедушкой Че момент бы оценили...», - подумалось мне как-то ненароком… Девушка проплыла мимо меня и встала на обочине у самого перекрёстка. Со стороны Импилахти (кажется) подъехала другая машина, девушка села в неё, и машина медленно скрылась за поворотом… «Кузьмич, а может, у тебя тут и русалки водятся или еще кто-нибудь?...» Тьфу ты! Какая, к чертям, девушка! Ехать надо! И тут меня осенило: есть единственный советчик в моей ситуации — время. Уже 12:40, а впереди ещё полтыщи километров. Если бы не стояла задача ограничиться одним днём, можно было бы заночевать в Сортавале и с раннего утра спокойно поехать по восточному берегу. Тогда было бы не важно, какая там дорога - так или иначе, к вечеру я бы дополз. Но вернуться в Питер хотелось, как и планировал — в эти же сутки. Поэтому я выбрал дорогу на Пряжу, и прямо-таки услышал, как радостно завёлся и заурчал мотоцикл, обрадовавшись несомненно правильному, с его точки зрения, выбору.

Снова под колеса потекла лента прекрасной дороги. Длиннющие прямые уходили вдаль, временами поднимаясь до самого неба и исчезая в облаках. Ругая себя, я тем не менее снова и снова останавливался и фотографировал, потому что не мог не останавливаться и не фотографировать. Я был один на один с дорогой, залпом пил окружающую меня красоту, и мне хотелось остановить эти мгновения, или хотя бы продлить их ещё хоть на некоторое время. Я думал, что, пожалуй, дальняки (да не смейтесь вы!) - это моё. Что когда-нибудь я обязательно куплю тяжёлый бомбардировщик взамен лёгкого истребителя и буду летать на нём, летать... вот только бомбить никого не буду... а буду только любоваться этой планетой и полной грудью вдыхать свежий, незамутнённый воздух истинной свободы… И тут мне в грудь сильно ударило.

Огромная стрекоза-камикадзе обрела вечный покой, размазав по моей куртке содержимое своей безмозглой головы. Я на ходу смахнул рукой в перчатке останки покойницы и… еле увернулся от второй стрекозы! Да что ж такое… Стрекозы атакуют! Сентябрь, холодно, а эти северные гарпии что, вообще что ли холодов не боятся?! Вон ещё одна впереди! Только не в визор, дура!… Уфф, увернулся… Производим перенастройку рефлексов. Взгляд фокусируется на воздухе по ходу движения. Этот воздух настолько прозрачен, а стрекозы настолько велики, что я легко замечаю их метров за 30-40 до возможного столкновения. И начинаю сознательно его избегать. Безумные маневры стрекоз продолжаются ещё километров 5-10, пока светит солнце, и видно далеко вокруг. Потом вдруг меня окутывает сумрак лиственного леса, и стрекоз сменяют какие-то мошки или жуки. Такие же жирные, сочные, отъевшиеся на северных хлебах. Причём их несоизмеримо больше. Они смачно шмякаются в визор и оставляют на нём такое количество своего жучиного сока, что мне приходится искать место для привала. Кстати, пора обедать.

Как я уже говорил, место должно быть диким. Так я люблю. Чтобы ни людей, ни машин. (Ага, одни лоси да медведи...) Что? Какие медведи? Да, тут наверняка есть медведи... Чуть сбросив газ, я принялся шарить глазами по лесу, пытаясь разглядеть хоть одного. Прикинул: Jex останавливается, фотографирует бегущего к нему медведя, а потом даёт газу и в последний момент уносится прочь! Вот будет здорово! Такой кадр! Но вот интересно, успею ли я после фото развернуться и уехать?… А что делать потом? Обратно в Питер через Сортавалу?… Однако, так и не найдя ни одного медведя, я лишил этот рассказ забавной сценки с кирпича… то есть я хотел сказать - с фотографиями хищников. Неожиданно справа мелькнул полузаросший съезд с шоссе, а за деревьями засеребрилась вода. Здесь и перекусим.

Съехав с асфальта, проехав метров 30-50 по дорожке, успешно минуя торчащие из неё корни деревьев и валяющиеся тут и там шипастые сосновые ветки, похожие на колючую проволоку, я остановился буквально в нескольких метрах от озера (думаю, это было озеро), на абсолютно пологом берегу. Берег явно облюбовали туристы, но сейчас никого нет, что меня несколько удивило. В тёплую-то субботу?... Да у нас бы в Ленобласти!… Эх, ну да ладно, не будем о грустном. Заглушил двигатель, прислушался. Кто-то ходит по воде за кустами… Ничего, «со мною нож, решил я: что ж...» — пришли на ум слова песни Высоцкого. Слез с мотоцикла, поставил его на подножку, подошёл к самой воде и заглянул за кусты. Никто не ходит, это волны хлюпают о берег! Очень хорошо, «дикое место» не подвело! А поглядим-ка, что это вообще за озеро?… Ох ты ж мать!… Передо мной открылся искрящийся простор с незначительной рябью, а прямо у ног была абсолютно прозрачная вода и виднелось жёлтое песчаное дно! Привычным уже движением, даже не глядя на карман, достал смартфон и включил камеру. Какая, блин, еда… Сначала запечатлеть!...

Закончив фотографирование, спросил себя, хочу ли я есть. В принципе, можно. Не снимая рюкзак с мотоцикла, через прорехи в паутине расстегнул молнии, достал Сникерс и бутылку БонАквы. Шоколадку съел, обёртку аккуратно свернул и сунул в карман, а из бутылки сделал только 3 глотка. Попутно отметил наличие съедобных грибов в радиусе десятка метров от стоящего мотоцикла. В принципе, не пропал бы. В Азии, вон, кузнечиков и прочую саранчу едят… Кстати. Саранча! Достав из рюкзака гламурную оранжевую тряпку (помните, я брал её с собой?), намочил её в озере и тщательно промыл визор. Как потом выяснилось, поможет ненадолго. Но в тот момент, отмытое от насекомых стекло обрело почти первозданную чистоту и невинность. Полюбовавшись результатами своего труда, я соединил коротким шнурком смартфон с повербанком (прямо в одном кармане), взглянул на часы и решил, что привал окончен. Поехали.

13:39 — я опять остановился! Да какая Пряжа! Просто асфальт неожиданно стал чёрным, как смоль, и дорога впереди выглядит восхитительно. Эх, выйду-ка я на середину этой дороги, встану прямо на разделительную и сделаю хороший кадр. Машины?... Давайте посмотрим… Сзади на пару километров никого не видно. Впереди тоже на пару километров никого. Дорога же прямая, как батины выражения. Давай, Jex, фотографируй на здоровье!

И снова в путь… В очередной раз замечаю припаркованный на обочине легковой автомобиль, а недалеко от него людей в спец.одежде и защитных масках. Косят траву триммерами. Причем, в первый раз я заметил таких рабочих ещё до въезда в Карелию, у Приозерского шоссе. И вот опять они. В голову настырно лезет известная песенка про зайцев, но... не могу не восхищаться итоговой аккуратностью придорожных «газонов», поэтому отгоняю от себя неуместное сравнение. Привет и респект вам, косари!

13:58 — пройдено чуть больше 400 километров (да, я начал фотографировать одометр, это клиника), и… сказка кончилась. Начались дорожные работы. Объезды, реверсивное движение, местами дорога без покрытия. Усталый старый асфальт, там, где он ещё остался, просит замену. Выбоин как таковых нет, но средняя скорость всё равно упала - наваливать тут я не захотел.

14:45 — вот и Пряжа. Здесь заправка обязательна, поскольку до Лодейного Поля АЗС знакомых брендов у меня не обозначено. Остановившись у заправки справа, с ужасом читаю объявление, что бензина нет. Читаю ниже — кажущаяся ехидной (на самом деле спасибо владельцам) приписка, что бензин есть на другой заправке, в 300 метрах от перекрестка с Мурманкой. Разумеется, эти 300 метров в сторону Петрозаводска, а не Питера. Ну да ладно, вариантов не много, рулю туда. Заправка называется РТК. Кто-то может подумать, что это ПТК изгаляется и пишет своё название латиницей, но нет, РТК — это нечто иное. И как выяснилось, вполне съедобное. Изначально я не хотел питаться на заправках, но, видимо, усталость начала брать своё, и организм осторожно поинтересовался, не куплю ли я ему чего-нибудь горячего. «Продуло тебя ветрами, старый», — подумал я, сжалился и купил ему гамбургер и маленький эспрессо. Надо сказать, слопал он всё это за милую душу! Аппетита добавлял исключительно приятный глазу интерьер заведения — чистые белые стулья и столы, покрытые зелеными скатертями. Самое то для запылённого-то байкера! Но шлем на стол я класть не стал, положил на стул рядом. И перчатки тоже. Негоже в приличных местах вести себя, как варвару. Особенно тому, кто не байкер, а мотоциклист.

15:16 — по традиции, несколько фото с указателем на развилке, и вперёд - марш-бросок в сторону Петербурга. В Лодейном Поле останавливаться не буду, поеду сразу до Сясьстроя, живёт там один знакомый Лукойл, у которого я уже этим летом заправлялся, и ничего, мотоцикл не кашлял…

Мурманская трасса, такая родная, хоть и без особых изысков в плане красоты на предстоящем отрезке, встретила ветром. Слишком широка, слишком много простора, где ему разгуляться. При выезде на открытые участки приходилось крениться, чтобы удержаться в полосе. Но не сильно. Средняя скорость возросла до 120-130 км в час. Быстрее на нэйкеде ездить не комфортно — сдувает. Помимо предсказуемости маршрута и отсутствия серпантинов, на темп движения оказывало влияние и приближение к дому. Психология штука упрямая, и я, хоть и без особых эмоций, в очередной раз для себя это отметил. Зато у меня было много эмоций, когда, вертясь на сиденье, я придумал ехать на нэйкеде, как на чоппере! Это же так просто с прилаженным сзади рюкзаком! Он выполняет роль удобной спинки, достаточно сесть практически на бак, откинувшись при этом назад, насколько позволяет длина рук, и вуаля — ты чопперист! Со стороны, наверняка, выглядит смешно, но я так ехал, мне было удобно, и что там думали коробочники — мне было по барабану (особенно спустя 450 км после начала моей прогулки). Также я не гнушался традиционной гимнастикой — попеременно отпускать руки, выпрямляя спину, сжимать-разжимать пальцы, менять угол положения ног на подножках, переставляя стопы то на носки, то на пятки. Настоящим открытием и вершиной блаженства стала необычная поза — мотоцикл накреняется на безопасный угол, а колено с противоположной стороны упирается в слайдер на дуге. Баланс держится практически одним корпусом, конечности отдыхают. Вшитая в мотоджинсы защита в виде наколенника позволяет не чувствовать давление слайдера... В общем, ладно. Предвидя, как будут ухмыляться истинные чопперисты и туристы всех мастей при чтении данного абзаца, я всё равно его написал. Может быть, столь подробные описания моего (по факту удачного) опыта покорения расстояний на неприспособленном для этого мотоцикле помогут кому-то из ещё сомневающихся в целесообразности таких поездок владельцев нэйкедов обрести уверенность и прокатиться в подобный минидальняк. А кому-то, глядишь, и понравится...

16:29 — до свидания, Карелия! Здравствуй, Ленобласть! Жаль, но путешествие приближается к концу…

Но что это?… Отфотографировав по самое не балуйся встречные указатели двух регионов, уже спустя 10 минут я снова останавливаюсь на обочине, чтобы заснять падающее к горизонту солнце, лучи которого так красиво пробиваются между деревьями... Впрочем, предчувствие меня не обманет, и солнце тоже скоро кончится.

На очередном открытом участке взгляду открылась великолепная многоуровневая панорама холмов и лугов, последние из которых терялись где-то у горизонта. Ну конечно, я опять встал. Только на этот раз мне захотелось не просто сделать пару кадров с пейзажем, а добавить туда мотоцикл, стоящий в чистом поле. Что ж, дурное дело не хитрое, и вот уже я съезжаю с обочины прямо в сухую канаву, а оттуда забираюсь по целине на пригорок. Да-да, на чисто городском нэйкеде с шоссейной резиной, работая сцеплением и помогая мотоциклу ногами! Согласен, затея сомнительная. Зато интересная. Да и вообще, хочется уже разнообразия. К сожалению, ни одна из тех фотографий в итоге не получилась, и ими я, увы, не поделюсь. Впрочем, как оказалось, это были ещё цветочки…

Ехал я и ехал по шоссе, было мне довольно скучно, и подумалось вдруг, что вот, справа, поднимается высоченная земляная гряда, и неплохо было бы на неё забраться вместе с мотоциклом, поставить его на самый край обрыва, и там пофотографировать... Да не вопрос! Развернулся, нашёл начало гряды, и двинул прямо в лес. Ну, кочки. Ну, деревья. Ну, мох. Ну, глубокий мох... В юности на Явах и не в такие дебри залезали. Правда, резина там была отечественная, позлее… Да и мотоцикл не такой новый был… И плуга у него не было… И обвеса дорогого… Думая всё это, с трудом протискиваясь зеркалами между близко растущих сосен, я упорно ехал к вершине (идиотизма). Вернее, не то чтобы ехал, а скорее шёл, помогая мотоциклу преодолеть совсем уж несвойственный для него маршрут. Последние две сосны росли очень близко друг к дружке, и мне пришлось наклонить мотоцикл сначала в одну, а потом в другую сторону, чтобы пройти между ними. И вот, мы оказались перед пропастью, как я и хотел. О, - подумал я, - щас пофоткаемся! И тут возникла небольшая проблема. Мох под колёсами был настолько мягкий и глубокий, что поставить мотоцикл на подножку оказалось невозможно. Слезть с него и отойти, соответственно, я не мог. Подкладывание веточек, до которых смог дотянуться, успеха также не принесло - они весело хрустели и ломались под весом мота. Пришлось откатить мотоцикл к ближайшему деревцу и опереть о него грузиком руля... Где-то далеко внизу проносились машины, в том числе и большие фуры, но мне отсюда они казались маленькими, суетливыми букашками... Мотоцикл стоял на уровне верхушек деревьев с той стороны дороги. Это было круто. Фотосессия прошла успешно. Правда, её пришлось быстро завершить, потому что, во-первых, откуда-то налетели комары, а во-вторых, я не был уверен, что быстро выберусь с занятой высоты. Достаточно было взглянуть по ходу движения мотоцикла и увидеть, что там сплошные заросли. Придётся разворачивать на месте. Ага… А как? Пока с ним стояли, он уже во мху по обода, и даже вода вокруг выступила… Срочно выбираться! Не хватало ещё зависнуть в этом гнезде на ночь... Кое-как развернув у самого обрыва мотоцикл на 90 градусов, я уткнулся в поросль кустарника. Пришлось достать нож и поработать садовником. Ну и всё, нормально, выбрались.

17:39 — солнце по-прежнему делает вид, что садится, но всё никак не сядет. Приходится остановиться и сфотографировать его потуги — пусть потом не отмазывается.

18:01 — заметно похолодало. Вечер что ли?...

18:22 — а вот и дождь. Что ж, неплохо, неплохо. На тестирование непромокаемости экипа осталось не так много времени, и надо его уже наконец проверить в деле. Дождь, словно услышав это моё одобрение, решил вдруг закончиться, так толком и не начавшись. Но облака впереди уже превратились из разрозненных в сплошное молочное марево, и я понял, что дождь я сегодня ещё познаю.

18:44 — Лукойл сразу за Сясьстроем. Ну что, - хмуро спросил я у своего организма — жрать будешь? Буду, - в тон мне ответил организм, и мне пришлось опять купить ему горячее. На этот раз это был френч-дог, хотя и в паре с тем же эспрессо. Не буквально с тем же. С аналогичным. Кстати, ещё немного о еде. Я очень внимательно смотрел и очень старательно нюхал. Ответственно заявляю, что 95-ый бензин на всех 3-х посещённых мной в этот день заправках пахнет по-разному и имеет разный цветовой оттенок. Как на нём едет мотоцикл? На средних оборотах одинаково вменяемо, а до отсечки я не крутил, ибо никуда не торопился. Имейте в виду, ладожские дальнобойщики! Хотя я не уверен, что это такая уж полезная информация. Просто наблюдение.

Дождь вернулся в районе Назии. Он пришёл вместе с темнотой, потому что солнце тоже сподобилось упасть за горизонт. Сразу скажу — дождя я не почувствовал. От слова «совсем». Под экип вода не проникала, просто асфальт стал блестящим, а машины дружно сбавили скорость до комфортной среднестатистическому водителю. Поначалу я осторожничал, полагая, что мокрая дорога заставит меня рано или поздно почувствовать проскальзывание шин, но этот момент всё не наступал, и я вполне смог расслабиться. Контролируя плотный вечерний трафик периферийным зрением, откручивая только по необходимости обгона особо медлительных, я ехал неспешно всю оставшуюся дорогу до Питера. Уже в городе я, словно на посошок, крутанул ручку пару раз, проверяя держак и снова пытаясь поймать начало скольжения, но колесо так и не сорвало. Впечатлений за день было вполне достаточно, и хотелось кое-что записать по приходу домой, поэтому порулил прямо на стоянку. Уже там напоследок сфотографировал одометр: 837,5 км. В 20:42 я заглушил двигатель своего мотоцикла.

Какие выводы я сделал из своего путешествия? Да какие выводы, вы сами всё прочитали. Постарался ничего не утаивать, рассказал, как на духу. Наверное, по прошествии времени этот рассказ будет казаться мне всё банальнее, найденные эпитеты и определения всё менее удачными, но я никогда не забуду и не пожалею о том, как я провёл эту субботу - 9 сентября 2017 года. Стоит ли ехать на нэйкеде вокруг Ладоги? Да, как раз на нэйкеде и стоит! )) Для других, более турэндурных классов или чопперов этот маршрут — семечки... Я же пока останусь со своим верным конём. Но я уже заболел. Заболел дальними расстояниями, интересными открытиями, духом приключений. Надеюсь, будут ещё поездки, ведь дорог в мире много... Ещё кружок вокруг Ладоги?... Да хоть на мопеде! )) Когда-нибудь я обязательно снова там прокачусь. (ттт) Надеюсь, всё же не на мопеде…

Jex


P.S. Полноразмерные фотографии природы из этой заметки - на моей странице ВКонтакте.

5777
Изображение