Сообщение отправлено
Я

Мотопутешествие вокруг Ладожского озера: Харлу, Белые мосты, Загубье

Есть у нас добрая традиция ежегодно устраивать прохват вокруг Ладоги. Карелия и ее дороги - то, что не может оставить равнодушным ни одного мотоциклиста. Рассказываю, как это было.


- Псков? - первый пошел….

- Дожди. Но всего 20% покрытия, - отвечаю я. А вы знали, что проценты, стоящие рядом с тучкой – это не вероятность дождя? Это покрытие территории, на которой ожидается дождь. То есть на 20% территории Пскова ожидаются дожди.

- Сортавала?

- Дождь.

- Петрозаводск?!

- Дождь.

- Вологда? - с выдохом перебираем остающиеся шансы.

- Дождь!

- Новгород?

- Дождь! Да быть такого не может! Что, везде дожди? Что за закон подлости – всю неделю работаешь и солнце, как только выходные – дожди, - начинаю злиться я.

- Тогда поедем туда, куда хотим. Плевать на дожди, - устало говорит мой пилот в пятницу вечером. Но еще до конца не отошел от «лайт»-прохвата пятницы, который прибавил одометру почти 250 километров, благодаря моей неуемной тяги даже после трудовой недели угнать куда-нибудь подальше. Ну а что, удаленка дает свои плоды – дома хочется находиться все меньше…

- Тогда вокруг Ладоги. Уже июнь, пора, - легко соглашаюсь я. Дождевик я успела заказать себе новый еще до всеобщего кошмара с товарами из других стран, благодаря Norman Riders и последней поездке в Кингисепп опыт дождевых поездок возрос до небес и понимание, что это жутко неприятно, практически пропало.

Но почему же я по-прежнему не люблю дождевые выезды? Не потому, что в мотоботах хлюпает (да, до сих пор у нас нет дождевых «носков» на боты), не потому что через час непременно намокнут подушки шлема, наберет влагу подшлемник и лицу будет невероятно мокро, и даже не потому, что проезжающие мимо машины (читать - грузовики) окатывают грязной водой с ног до головы… Нет. Дождь мешает ехать с удовольствием – получать кайф от скорости, наклоняться вместе с байком в повороты, протягивая руку внутрь поворота, ощущая, что асфальт где-то совсем близко, бодро перекладываться на серпантинах и смотреть на окружающий мир. В дождь всегда приходится быть осторожным, на чеку.

Бронируем наш кемпинг. А нашим он стал еще в прошлом году, когда мы не смогли забронить ни один домик в районе Сортавалы для ночевки, все было занято, и нашли «Кемпинг у Рауталахти», где номер стоил всего 2000 рублей за ночь на двоих. Цена шикарна, но что же нас ждало реальности? Номера расположены… в металлических контейнерах (как бытовки). Сначала я оболдела, но когда получила ключи, зашла внутрь – мое настроение приподнялось. Уютная тихая комната с большим шкафом и зеркалом (актуально для мотоциклистов с миллионом вещей в виде экипа), стол и стулья, чайник, телевизор, тумбочка и две кровати. А еще обогреватель. В прошлом году в конце мая было невероятно холодно и обогреватель очень даже пригодился. В этом году, кстати, тоже - несмотря на жару в городе, в Карелии было достаточно прохладно.

У каждого номера есть маленькая веранда, на территории есть общий домик, где располагается большая кухня, душевые и туалеты. А огромным плюсом этого кемпинга является то, что он находится прямо на берегу, здесь есть уютные беседки с шикарным видом на водную гладь, где можно устроить вкусный ужин, есть и мангалы, и лодки… В целом, чудесное место!

Вдруг кому-то пригодится: 61.755280, 30.841070


- Через Мурманское или Приозерское? – снова на повестке появляется вопрос.

- Хотела вроде через Приозерское. Там у Куркиеки лабиринты всякие… Но думаю… Ай, поехали, как обычно. Заедем церковь посмотрим по пути, сад камней, что-то еще захватим, - не теряюсь я, бесконечно тапая по карте и проверяя, что же еще мы не посмотрели по маршруту.


Утром, в 8 часов, мы судорожно начали собирать вещи – как всегда, все в последнюю минуту. Так, одежда, аптечка, ремкомплект, перекус в дорогу, сменная обувь, зарядки для Скалы, для телефона, PowerBank – что-нибудь точно забудем!

- Дождевики не забудь, - напоминает мне пилот П, намекая, что скорее всего сухими добраться не получится.

- Забыли. PowerBank остался на кухне, - ною я уже в дороге. Мой телефон совсем перестал держать заряд и мне хватает его только на полдня в режиме активного использования. А обычно я так и его и терзаю – навигатор, фото/видео, общение и пр.

- Ничего, у нас же два телефона, - старается не унывать П, поглядывая наверх. Мы еще не выехали из города, а уже есть о чем волноваться. Третий раз нас окоропляет водой. Нудные капли снова стучат по визору – интересно, сколько мы продержимся до момента остановки и напяливания себя этого чуда – дождевого комбинезона? Честно скажу – процесс этот терпеть не могу. Становится безумно жарко, пока ты пытаешься впихнуться в этот, становящийся как назло самой неудобной вещью в мире, дождевик – цепляются друг за друга какие-то липучки, мотоботы застревают в штанине, не надевается рукав…


Первые 100 км прошли во вполне естественной дорожной ситуации на Мурманском шоссе – вечные пробки выходного дня, перестраивающиеся прямо тебе на голову машины, постоянно капающий мелкий дождь. Все, за Юшково мы тормозим к остановке – дождь пошел сильный, асфальт мгновенно намок, пора надевать дождевик. Скрепя сердцем одеваемся и едем дальше – планы сегодня большие, а времени как обычно не так много, ждать нельзя.


Первой нашей точкой стала Спасо-Преображенская церковь в Загубье. В этом месте, рядом со Свирицей, мы были уже несколько раз – посещали Стороженский маяк, Красный и Белый маяки Ново-Свирского канала, и больше всего мне нравится дорога вдоль Старо-Свирского канала.

Здесь всегда очень маленький трафик, великолепные просторы и извилистая дорога. Переезжаем деревянный мотик через канал, ровняемся с мерно гуляющими коровами. Как же в таких местах иначе идет время! Я всегда куда-то тороплюсь, бегу, за день нужно переделать миллион дел, а здесь… Все так спокойно, что создается какой-то вакуум расслабленности, который и тебя пытается затянуть. Начинаешь думать – а так ли важно все, что я делаю? Может махнуть рукой и… В деревню! «Да нет, показалось», - тряхнув головой, сбрасываю наваждение. Подкатываемся к воротам.Координаты: 60.43075, 32.77177Церквей заброшенных много, есть ли разница, возле каких руинов стоять? Я толкаю деревянные ворота, ведущие к храму, которые обрамляют остатки кирпичных столбов.На дверях прикреплен листок с расписанием богослужений и букетик искусственных цветов. С усилием, но дверь открывается, пропуская нас во внутрь, на территорию храма. «Красиво», - первое, что приходит мне в голову.Четыре колонны, расставленные симметрично по две от главного входа величественно встречают гостей. Железная дверь входа закрыта, а над ней нанесены слова «Яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная». В слове божьем я не сильна, поэтому трактовку приводить не стану. А под надписью – решетка с окном. Выглядит достаточно странно и как-то «несвободно» что-ли.Обходим здание церкви против часовой – где же вход? На окнах установлены решетки, по периметру стоят деревянные кресты, идем вокруг и, конечно, счастье есть – одна металлическая створка распахнута.

Протискиваюсь в небольшой проем ржавых дверей и смотрю вверх. Когда0то здесь был большой купол, который венчал крест. Теперь осталась лишь часть купола, на стенах которого можно увидеть фрески святых.

Можно считать, что с каждым днем эти фрески исчезают – обваливается штукатурка, а с ней и лики святых канут в лету. Под ногами лежит что-то большое, темное, ржавый металл тонет в зелени и покрывается мхом. Отхожу дальше и вижу – это же вершина купола! Просто у ног лежит купол церкви, так просто… Немного шокирована, что до сих пор его не вынесли на металл, он, словно гордое знамение тлена и разрухи, лежит здесь, безнадежно и отреченно.

Я люблю такие места – сложно сказать, что в моей душе находит отклик среди обломков старого кирпича и сгнивших балок, среди растерзанного и замученного, но находя что-то маленькое, но любопытное и живое, среди такого мрачного окружения, я испытываю свой кайф. Купол и фрески в разрушенной церкви, детская игрушка на старой даче, чудом уцелевшая лепнина в доме знаменитого архитектора.

Уже изрядно проголодавшись, рядом с церковью, кормя комаров и созерцая кладбище по соседству, мы устраиваем обед. Да, такие уж мы черствые мотоциклисты! Но время довольно ценный ресурс, а это –всего лишь первая точка в нашем вокругладожском путешествии. С учетом дождя, ожиданий и переодеваний, закончили осмотр и обед уже в 13:30. С момента выезда прошло 3 часа 30 минут! Казалось бы, еще совсем рядом с городом, а уже 3 с половиной часа как не бывало. В храм Святителя Николая Чудотворца в соседнем поселке Коростелево решаем не заезжать и оставить на следующую поездку – хватит на сегодня религиозных объектов!


Едем мимо Лодейного поля через мой любимый мост через р. Свирь – безумно урбанистический, он постоянно заставляет достать меня телефон и поснимать (да-да, я могу сделать это прямо на ходу!).

Вот она заветная надпись: «Республика Карелия». Ну привет, в этом году мы впервые добрались до любимых мест.

У деревни Онькулица проезжаем мимо трека с валами.

- Стой, ты же хочешь погонять? Давай вернемся! – предлагаю я.

И вот уже снимаю на телефон, как бедный наш груженый кофром и сумкой на бак мотик скачет по горбам трассы, как следует взбивая содержимое. На этой трассе проводят соревнования по квадрокроссу среди карельских спортсменов. Въезд на трассу свободный.

Как раз здесь начинается еще один мой любимый отрезок пути – вдоль реки Мегреги и Олонки.

Спокойная дорога, где практически не мешают машины ехать достаточно активно и наслаждаться поворотами, а какие виды – загляденье! Река, петляя, идет вдоль маршрута, то приближаясь, то отдаляясь, на берегу стоят милые уютные домики и практически никогда нет людей на улице. Мирная спокойная жизнь, текущая своим чередом.


Олонец нам знаком хорошо, пару лет назад посетили здесь несколько точек и даже, что несвойственно нам, Олонецкий национальный музей, проезжаем с ностальгией и тут я понимаю – надо было «проложиться» до следующей локации. А так как я занимаю должность штурмана, вся ответственность за подбор маршрутов, их доступность и успешность прибытия к цели лежит на мне. Запускают Гугл.Карты, а нет! «Ошибка сети», даже несмотря на то, что полная сеть 4G. Гугл заглючил и я тоже – моя злость выходила за пределы вселенной! Постоянно обновляя карты, пытаясь достучаться, я заводилась все больше и больше: я сделала карту с точками, которых более 500, затем, чтобы потерять к ним доступ вот так неожиданно? На этом участке дороги никогда не было проблем с сетью. Ругаю себя, что не сохранила отдельно координаты, чтобы видеть точки в случае капитальных проблем с сетью, делаю выводы. «Так, что там впереди? Сад камней, заброшенная военная часть в Салми, пороги, водопады, господи, где это все?!» - паникую я.

- Так, спокойно, едем в Харлу – там есть мост шикарный, заброшенная бумажная фабрика, - шепчу я. А их Харлу сразу в кемпинг, там рядом.

- А Белые мосты? Поехали, давно там не были, - предлагает мой П.

- Хм, отличная идея! – уже представляю шикарные потоки бурной воды, бьющиеся о камни. Ситуация спасена! - Но в Сад камней заедем, карты загрузились!


С каждой пройденной сотней километров в Карелии температура падала ниже и ниже. При добрых 18 градусах, не доезжая до Сада камней, пришлось одеваться – 12 градусов уже не давали комфортно ехать в летнем термобелье. Свернули к берегу, полюбовались, приоделись и даже были удивлены – похолодало так, что и комары решили отсидеться где-то в тепле.

- Интересно, зря тащим два баллона репеллентов? – задала я риторический вопрос, радуясь, что в конце дня нас ждет удобная мягкая кровать и теплый уютный номер.

Координаты: 61.223150,32.231605

Сад камней представляет собой… Камни, как бы странно это не звучало. Их огромное количество и они разных размеров и форм. Готова поспорить, что и вы не один раз ехали мимо, но не останавливались ряжом с эти местом.

А зря, зрелище очень необычное. Попрыгали по валунам, пофоткались, согрелись и дальше в путь. В 16:30 выезжаем к Белым мостам. Телефон мой начинает крайне быстро терять силы и уже остается менее 30%. Я с сожалением представлю одиноко лежащий дома PowerBank, который был бы так нужен сегодня. Больше всего телефон разряжается от съемки фото и видео, но с навигатором процесс сильно убыстряется.


В пути уже 6 с половиной часов и позади почти 400 км. В 2017 году мы впервые посетили Белые мосты на мотоцикле Yamaha R1 и дорога там была так себе. Интересно, изменилось ли что-то за 5 лет?! А нет, не изменилось. Ушел сухой песок после отворота на водопад, но после импровизированной площадки для стоянки авто, где народ обычно бросает свои ТС, дорога так и осталась, мягко говоря, не очень. Но наш положение усугубилось дождями, которые были вчера и сегодня. Каждая яма была наполнена водой и развезена внедорожниками, рискнувшими поехать по этим ямам и жиже «до переднего угла». Пару раз по сугубо своей воле я спрыгивала с мотика, дав возможность пилоту П ехать стоя и предоставить мотику больше свободы без кирпичей, которые обычно накладывает двойка, когда чувствует, что мотик заносит. Лично я не очень люблю грунтовки, тем более с глиной и грязью, и всегда стараюсь поныть как следует, чтобы меня отпустили идти пешком (читай - бежать) за мотиком, но в безопасности.

Добрались до указателя, запарковались. Рефлекторно достали спрей от комаров – здесь их, как обычно, была тьма. «Не зря тащили», - пронеслось в моей голове. Натыкаюсь на указатель: «Водопад 1» и «Водопад 2». Странно, мы ходили только на один из них. По деревянным ступеням спускаемся к водопаду – шум от его потоков слышно уже наверху.


Он красив и безумен - особо охраняемый природный памятник регионального значения в это время года очень мощный и артистичный, легко потеряться в пространстве рассматривая бурление его вод.


Поднимаемся к мосту, переходим его и отправляемся ко второму водопаду, который по какой-то невиданной причине мы не посетили в прошлый раз.

И дорожка приводит к началу – именно здесь вода только начинает свое движение вниз и следует спуститься вниз, чтобы увидеть его во всей красе. Казалось бы – чего сложного, но скользкий грунт и резкий уклон вниз заставляем замирать сердце, когда мотоботы начинают скользить вниз. Не обошлось и без падений – я, как самый неуклюжий турист, проскальзываю вперед, полубоком прикладываюсь в грязь и делаю вид, что, собственно, именно за этим я сюда и пришла – полежать на склоне, помедитировать. Отряхнулись, посмеялись и снова вперед, вниз к водопаду.

А там ждало нас не менее удивительное зрелище – водопад не меньшей красоты, чем первый. Любуемся, проходим к первому и смотрим на него с другого ракурса, а обратно снова на склон. В этот момент мы уже и забыли о том, что где-то у Видлицы замерзали – градус в экипе повышался с поражающей скоростью.

Обратно я уже просто устала бояться, устала и даже не слезала с мотика – дорога по разбитой грунтовке быстро подошла к концу. (Смотрю на документ и удивляюсь – как я могла описать так мало точек на целых 4 листа А4?! Ах какая болтушка!).

Так, один стоящий объект посмотрели, времени почти 7 вечера.

- Давай заедем в одно интересное место, в Импилахти. Там есть железная дорога, проложенная в скале, - предлагаю я и быстро добавляю, - Это по пути.

- Едем, - доносится ответ.

Сворачиваем с главной, проезжаем буквально 500 метров и…

Красота! Среди скал за горизонт уходит железнодорожное полотно. Спускаться мы не стали, уже совсем нет времени и сил, но я видела фотографии, сделанные снизу вверх – впечатляет. Может в следующий раз покорим и эту вершину. Вернее, низину.Координаты: 61.70099, 31.13654И снова остановка – Ляскеля. Здесь мы задерживались ровно тогда же в 2017 году, когда ездили на Белые мосты, пора обновить воспоминания. Паркуем мотик у Пятерочки, где и будем затариваться на вечер у берега, спускаемся вниз к реке Янисйоки и зданию ГЭС, которое заманчиво смотрит на нас своими черными глазами-окнами.Вот бы туда пробраться! Кстати, туда водят экскурсии, то есть вполне легально можно попасть, но это в следующий раз.

Любуемся видами и едем на ночевку. Почти в 9 часов вечера мы на месте, уже полностью в штатском, о долгой мотопрогулке длиной в 11 часов, напоминают только заломы на коже от подшлемника. День великолепно закончился в деревянной беседке и вкусным ужином на берегу Ладоги и нельзя сказать, что насыщение дорогой достигнуто: несмотря на усталость, в конце дня мечтаешь, чтобы этот путь был бесконечным – дороги, крутые локации и мотоцикл.

Утро второго дня началось для меня с плохой новости – кажется, я простудилась. Может быть, замерзла в пути, может быть, выдался холодным вечер, но настроение немного было подпорчено. Решили ехать в Харлу, ведь именно там есть пара крутых локаций, которые хотелось бы посетить – напротив красивого арочного моста, куда мы уже ездили в прошлом году, стоит заброшенная бумажная фабрика и ГЭС Харлу, а также прекрасный мост через Янисйоки у станции Яниссилта и плотина рядом. Едем!Снова около 10 утра вы выезжаем в путь. Чтобы добраться до Харлу, пришлось немного вернуться назад – до самого поселка идет вполне неплохая грунтовка. Первая локация на сегодня – заброшенная фабрика, но от нее мало что осталось любопытного, часть территории используется предприятием, а что заброшено находится в крайне непригодном для посещения состоянии.


А вот ГЭС, построенная ориентировочно в 1936 году еще на финской территории, меня покорила в самое сердце – гидроэлектростанция расположена на порожистом участке реки, разделенном в ее створе скалистым островом на две протоки.




Зрелище просто невероятное. Мы осмотрели бурлящие потоки со всех сторон, прошли по территории фабрики и дошли до берега, чтобы увидеть обе протоки ГЭС.Очень притягательное место, на котором можно провести не один час, зависая на водопадах. Над нами нависает черная туча, начинается дождь. Большие капли противно впитываются в термуху, но просвет уже близко. «Не буду одевать дождевик, - усилием воли решаю я. – Сейчас рассосется».Впереди еще пара точек и мы едем дальше, надеясь, что не вымокнем до нитки. Первый день замучил своими тяжелыми тучами, которые регулярно нас полоскали, теперь второй день – такой же. Проезжаем указатель «ГЭС» в Хямекоски, пролетаем мимо нужного поворота налево вдоль реки Янисйоки, возвращаемся и едем снова по разбитой дороге, наполненной лужами и скользкой глине.

Участок плохой дороги всего 2 километра, а сколько ни с чем несравнимых эмоций! Снова в голове всплывает девиз, который стал названием книги: «Когда начинаются поиски, заканчиваются дороги». И правда, самые красивые места заставляют испытывать некоторые трудности, чтобы позволить путникам насладиться прекрасным зрелищем.

Координаты: 61.87749, 30.97061



Ура, мы на месте! Плотина с видом на бетонный арочный мост через реку Янисйоки создают какой-то нереалистичный кадр, который еще долго будет всплывать в памяти. Это место не нужно описывать, его нужно видеть… Кстати, задумывались ли вы почему большинство рек в Карелии заканчивается на «йоки», «joki»? Правильно, «joki» переводится как «река».

- Пойдем до моста? – как обычно, мне хочется объять все.

- Ну пойдем, - соглашается П, глядя как микроавтобус с экскурсионной группой зачем-то запирает мотик на импровизированной лесной парковке. Вот они уже достают надувные лодки, раскидывая наносы и вещи прямо на дороге. Пожимаем плечами и отправляемся к мосту.

Здесь снова принимается дождь, но сила его такова, что мы прячемся под этим громадным финским мостом и ждем затишья. И оно наступает достаточно быстро – идем по лестнице вверх на станцию Яниссилта и… Как же она прекрасна.

Одна ветка путей выходит из-за поворота, обрамленная скальными породами и уходит на мост, позволяя пассажирам получить несказанное удовольствие от видов сверху. Иду по путям, чтобы с моста глянуть вниз – страшно! А что, если поедет поезд? Где на узком мосту разминуться с поездом? Но на мосту есть две зоны безопасности, хотя это меня не сильно успокаивает. И сделав пару фото я быстро бегу назад к станции.

Все, времени остается все меньше, к вечеру непременно мы должны добраться до города. А впереди еще много интересного – залив Кирьявалахти, который я долго запоминала и все равно регулярно пишу с ошибками, люблю всей душой.


Дорога одним боком касается воды, а вторым скальных пород, создавая невероятное ощущение нереальности происходящего. Каждый раз обещаю себе 1. Забраться здесь на самую высокую гору и встретить рассвет. 2. Рано утром при отсутствии трафика наделать миллион фото на крутых поворотах трассы. Пока ни один из пунктов не реализован. И вдруг прямо посереди самого кайфового участка дороги начинает лить, как из ведра. Заезжаем к первому попавшемуся отелю и прячемся под раскидистыми ветками, охая и вздыхая, что теперь в поворотики непозакладывать.

Дождь ослабил силу минут через 15 и мы, аккуратно переставляя колеса, двинули в путь по извилистой трассе. В результате я смогла даже снять небольшой ролик в дороге с красивыми видами, ведь обычно мы так увлекаемся, что ни о каком телефоне я и не вспоминаю. В Сортавале останавливаемся на обед у камня желаний, отмечая, что раньше здесь было не так уютно – просто булыжник на берегу посереди песка, а теперь и качельки, и плиточка, скамейки. Кормим чаек, обедаем сами, закупаемся карельскими травяными бальзамчиками (а куда без них, все-таки уже не молодые) и снова в путь.

Еще одна остановка по пути была в Акуловке – давно хотела купить копченую рыбку в фирменном магазине от форелевого хозяйства, однако давно я не видела цены на такое удовольствие. Слегка шокированная ценой в 1700 за кусочек филе, я еще больше оболдела, когда на весы положили сначала достаточно внушительный отрез бумаги, на него рыбу, завернули ее как следует, положили в пакет и все вместе взвесили. Такую дорогую бумагу и целлофановый пакет я еще никогда не покупала (да, тару они не обнуляли и после некоторых споров сделали вид, что это у них в порядке вещей). Кстати, форель оказалась действительно очень вкусной.

Решили заехать в Куркиеки и поискать расщелину Пирункиркко без подготовки и опять без сети мы заплутали. В сторону точки вели две дороги, одна из которых закончилась тупиком, а вторая была похожа на песчаный бархан.

- Потеряем кучу времени и, возможно, приедем не туда, - заволновалась я, когда мотик начал утопать в песке, - давай потом поищем, посмотрим по карте, как и куда…

Предложение было здравым и мы вернулись, хотя в последствии дома я увидела, что мы всего чуть-чуть не добрались до цели. Зато по пути нашли отличные виды, которые я не могла пропустить.

Интересная часть карельской дороги с бешенными поворотами и горками закончилась после Лахденпохьи и наслаждаясь последними часами мотопутешествия в тишине мы ехали домой.


Путешествие вокруг Ладожского озера удалось на все 100. Каждый год мы едем по этому маршруту, посещая все новые и новые точки и всегда находится то, что хочется посмотреть. А по прошествии пары лет снова хочется посетить и старые любимые места. Как раз думаю о том, что давно ведь не были в горном парке Рускеала! Повторить!

1867
Изображение