Кастомайзинг в Мире и Язычник

 Ка́стом (от английского “Custom made” — сделанный на заказ) — мотоцикл (может быть и другое транспортное средство), которое сделано в малом количестве экземпляров, но как правило, в единственном. Обычно это переоформленные или полностью переделанные серийные модели мотоциклов. Подобное движение по тюнингу мотосредств называется кастомайзинг, а человек, которым этим занимается кастомайзер. 

Когда впервые появились кастомы? Если верить Интернету, то кастомайзинг зарядился в Соединенных Штатах Америки в 1950-х годах. Я готова оспорить это суждение. Да, само название, возможно, и принадлежит этим годам, но сама идея дополнения, изменения мотоциклов под владельца должна была появиться с первым байком, а именно с 60-х годов 19 века. Конечно, это были не такие модификации, как сейчас или даже в 50-х годах 20 века, но в натуре человека всегда что-то переделать под себя, сделать индивидуальную вещь, которая принадлежит ему и никому другому. И верится в то, что даже на первых мотоциклах их владельцы делали небольшие изменения: меняли сиденья, добавляли элементы декора, изменяли цвет, …

Современные технологии позволяют из серийной модели сделать произведения искусства. Основное - фантазия заказчика и золотые руки кастомайзера.

В Мире сейчас насчитывается большое количество мастерских по изготовлению кастомов, но есть и мастера, которые занимаются этим самостоятельно. Даже звезды шоубизнеса не стоят в стороне. Знаменитый актер Киану Ривз совместно с механиком Гардом Холлингером основал компанию Arch Motorcycle по производству кастомных мотоциклов на основе Harley-Davidson.

А про киноактеров, которые являются владельцами модифицированных мотосредств даже писать не стоит, их очень много. 

Мотоцикл сам по себе произведение искусства, а кастом еще и дорогое произведение, в котором отражается индивидуальная идея, технические нюансы, полет фантазии. 

Как говорится “искусство в массы” и, начав в прошлой статье с мастерской Юрия Шифа, я готова продолжить тему кастомайзинга, представив проект известного питерского кастомайзера Александра Йети. Речь пойдет об одном из его “подопечных” – языческом кастоме.

Свои шедевры Александр и его друзья производят в Мотомастерской HEAVY DUTY MOTORCYCLES. В ней они занимаются ремонтом и техническим обслуживанием мотоциклов, помогают в их продаже и приобретении, обеспечивают заказ запчастей и постройку мотоциклов.

“Язычник”, именно так называется этот проект, "родился" из сильно потрепанного Harley-Davidson Heritage.

Главное конструктивное решение - колеса. Их размер, форма необычны. А еще все подшипники, механизмы спрятаны внутри колеса, в самом диске, где воздух. При шиномонтаже плохо бортировалась покрышка, пришлось сделать съемный борт.

"Делали в 2014, 2015 годах, ЧПУ не было доступно и так развито, из-за этого все точилось на токарных станках из листового металла." (Александр Йети)

Определяющим при выборе стилистики стала тема Язычества. А в ней одной из основ было поклонение Солнцу. В итоге акцент пал на индивидуальность колес, и они хорошо вписались в проект. Во времена язычества на Руси в искусстве наблюдались грубые, топорные элементы. Это и хотели передать в мотоцикле.

"При его модификации был оставлен голый чистый металл, словно кованные доспехи." (Александр Йети)

Мастера остановились на идее голого металла. Была мысль сделать гравировку, но от нее отказались. В этом случае осуществили передачу темы язычества через формы, а не многочисленные изображения символов.

"В одном из ранних проектов “Universal evil” был представлен кастом полностью в гравировке, “худенький” и на огромных колесах. Когда хозяин его продал, то новые владельцы зашпаклевали его в чёрный матовый цвет." (Александр Йети)

Вот такие вкусы …

“Язычник” создавался под клиента. Свои идеи Александр озвучивал, а клиент не противился, доверился, говорил свои предложения.

"Идеально, когда между заказчиком и мастером дружеские отношения, надо понимать, что он мыслит, чувствует. И это самый интересный аспект в моей работе." (Александр Йети)

В мастерской Александра был случай, когда впервые стали строить спорта, а контакт с владельцем не установился. А из отношений

“клиент-слесарь”

ничего хорошего получиться не может.

Несмотря на то, что проект уже полностью сделан, и мотоцикл приезжает в родное кастом-ателье только на ТО, кастомайзерам всегда предоставляются возможности что-то в нем поменять.

"Если что-то начинает раздражать во внешнем виде, если я вижу, что надо сделать изменения, то я их делаю. Могу это сделать, даже не посоветовавшись с владельцем. Ведь кастом, как мой “подопечный”, как “приемный сын”. Ты видишь, что у ребенка развязались шнурки и ты их завяжешь, если порвались ботинки, то купишь новые. Так и с мотоциклом. Был расписан ремень, но надпись выцвела, стала кривой, то я обязательно распишу заново." (Александр Йети)


Создавать кастом без идеи невозможно. Откуда же черпают их мастера? Кто или что является их музой? И есть ли такие же "муки творчества", как у поэтов и художников?

"Зачастую идеи приходят неожиданно при одном взгляде на мотоцикл. Все идеи находятся в голове, рисовать я не умею. Но всегда хочется сделать все то, что можешь и чуть больше. Иногда после проекта появляется некое опустошение: выставки пройдены, награды получены, вроде все уже сделал и стремиться не к чему, но спустя время снова рождаются идеи для новых проектов. Нельзя быть полностью довольным своей работой, иначе тупик. Мы знаем судьбу всех сделанных нами мотоциклов, ведь они приезжают к нам на обслуживание. Глядя на них, начинаешь понимать, что можно было сделать что-то иначе, так как есть новый опыт, появились новые технологии, материалы, станки, оборудование. Стилистически в наших кастомах нам все нравится, но вот технические моменты со временем можно было бы изменить. Имея новые возможности, появляются и новые идеи, которые хочется реализовать. Если считаешь, что ты уже всего достиг, все знаешь, то тогда стоит бросать заниматься кастомайзингом. Мастер всю жизнь учится, развивается. А с теми техническими средствами, которые появляются, процесс создания новых кастомов становится бесконечным, всегда появляются новые вершины, которые надо взять." (Александр Йети)

Что же ждет кастомы после того, как они вышли из под "пера" мастера? Восторженные взгляды пешеходов, когда они мчатся мимо, гордость владельцев уникальных аппаратов и выставки ... да! выставки, фестивали и участие в них, как номинанты на награды ...

Наш "герой" занял не одно первое место. С ним были выиграны призы везде, куда он приезжал. Был IMIS (мотоцикл даже красовался на его афише), была Германия и Чемпионат Европы по кастомбайку, а еще Финляндия ( первое место в номинации Radical Custom и лучший на выставке), МотоСтолица, МотоВесна, … А вот Чемпионат Мира в Кёльне пропустили из-за проблем в расписании. Но поездка в Кёльн еще остается целью Александра.

"Ожидания? Всех победить! Когда на выставках видишь чужие работы, то ты адекватно понимаешь, что есть и лучше модели, чем наши, что есть чему учиться. Главное, чтобы судьи были объективными." (Александр Йети)

Автор фотографий Игорь Макаров.

А также Фотографии из Интернета и из альбома мастерской HEAVY DUTY MOTORCYCLES. #hdm

30 марта
12 подписчиков и 11 заметок, последняя 26 октября
13 комментариев