Сообщение отправлено
Я

2017 СПб - Архипо-Осиповка - СПб (Мотопоезд Honda GL1100 1983 + прицеп «Енот» )

Всем привет. В августе 2017 года съездил на мотоцикле с прицепом до Чёрного моря и обратно (Архипо-Осиповка), туда довёз 80 кг груза. В город на Неве на прицепе привёз полтора центнера груза, везде ехал с разрешённой скоростью (прицеп свыше 120 начинает раскачивать мотоцикл). Прицеп, как и мотоцикл, не подвёл - пробег около 5000 км. Расход 5,6 л/100 км (для 4-цилиндрового 4-карбюраторного мотоцикла 1983 года это хороший показатель). Так что весьма практично. Впечатлений масса. Обо всём ниже.


Весной начал обсуждать с женой планы на отпуск, и наткнулся на противоречие в практике: жена не против снова (в третий раз) скатать в отпуск на мотоцикле, но нужно родне на юг отвезти пустые баночки-скляночки, а назад привести полные (варенья, солянья). Поэтому, мол, едем на машине... я точку зрения жены понял и принял, и предложил поехать на мотоцикле с прицепом. Реакция жены была бурная, и сводилась к тому что "ничего не довезём, всё разобъём". Я со своей стороны заверил её, что повода волноваться нет, и начал изучать вопрос создания мотопоезда.

Конечно же, мотоприцепов есть великое множество, но я обратил взор к нашей промышленности. Если кто не знает - заводом имени Дегтярёва помимо вооружения выпускалось много продукции гражданского назначения. Один из примеров - прицеп к мотоциклу-одиночке "Енот". Паспортные характеристики: грузоподъёмность 80 кг, скорость 50 км/ч, размер кузова 0,8х1 м. Но несмотря на скромные размеры всё по-взрослому: 4 дуги, тент, сцепное устройство (оригинальной конструкции, чтобы прицеп не наклонялся при наклоне мотоцикла), задние фонари и даже подсветка номера. "Енот" предназначается для эксплуатации с мотоциклом "Восход" (в таком случае груза не больше 50 кг), а также "Иж Юпитер", "Иж Планета", "Ява". По воспоминаниям старожилов, "Восход" с гружёным прицепом дико грелся.

Мне за скромные 10 тр достался прицеп, который 27 лет простоял в сарае с Стругах Красных. Продавец был любезен и довёз его мне до гаража в салоне своей "ауди-универсал". Собственно, мне достался сам прицеп зелёного цвета, тент из мешковины, 4 скобы, фаркоп на мотоцикл, руководство по эксплуатации и справка-счёт 1990 года (прицеп на учёт не поставлен). Прицеп был действительно в хорошем состоянии, исправно было ВСЁ - даже лампочки в фонарях. Везде надписи "Сделано в СССР". Из плотного графика аспиранта удалось выкроить время для того, чтобы зачистить кузов прицепа до металла и покрасить его в радикальный чёрный цвет. Также из гнутого руля от соседского мотоцикла и фаркопа для "Ижа" сварил фаркпоп на свой мотоцикл. На мотоцикл поставил стандартную розетку для прицепа. Кроме того, снял колёса прицепа и был приятно удивлён идеальным состоянием подшипников - очевидно, прицеп действительно не эксплуатировался. Набил подшипники смазкой, кинул в прицеп двигатель и КПП от Москвича-2141 для проверки камеры и покрышки - за пару дней давление не изменилось. По инструкции давление 0,8-1 кгс/см2. К слову, при нулевом давлении спущенность колеса заметна только при грузе в кузове. Покрышки, судя по штампу, 1989 года.

Собрав мотопоезд, я немного покатался с ним по городу. Что сразу чувствуется - торсионная подвеска, из-за которой прицеп будучи пустым прыгает как козёл. В повороты прицеп заходит на обоих колёсах, фаркоп оригинальной конструкции имеет две степени свободы.

5 августа утром на мотопоезде подкатил к дому и начал загрузку. Перед тем как нести груз в прицеп, ставил его на весы. Получилось около 80 кг, а именно: 7 коробок с пустыми банками, 2 спальных мешка, палатка, 2 чемодана вещей (которые повесил вместо кофров). Влезло всё, выше дуг ничего не выступало. Жена до последнего была уверена, что весь груз не поместится - как выяснилось, зря.

Ну а я до последнего не мог выкроить время из плотного рабочего графика аспиранта и полноценно проверить все узлы мотоцикла. А проверять и делать было что:

- стартер... ну да, он стар, и периодически я его снимал, потом ставил, наверное недокручивая, в результате резьба отверстия крепления его к двигателю просто слизалась. Попытка рассверлить отверстия для нарезки большей резьбы потерпела неудачу, запаса там для такой операции нет. В результате заделал всё холодной сваркой, а крепление стартера сделал из подручных материалов. Кроме того, щётки стартера были выкручены на предел и требовали замены. Поэтому щётки я выточил с помощью небольшого надфиля из щёток ремкомплекта стартера ВАЗ-2108.

- одно из перьев передней вилки начало потеть за пару дней до выезда, резинок не было - решил ехать так;

- закис один поршень суппорта ручного (переднего) тормоза. При чистке и запресовке сальник порвался. Анализ показал что в продаже таких резинок нет, а при заказе срок доставки около месяца. Для меня в этом (поездки с двумя работающими суппортами вместо трёх) проблемы не было (привет богатый опыт нашей мототехники), поэтому поездку это событие не отменило. Ножной тормоз задействует суппорт на переднем и заднем колеса (все тормоза дисковые).


Из Питера выехали ближе к обеду 5 августа. Сильнейшие дождь и пробки на КАД не испортили настроение, так как отпуск уже начался. Первые десятки километров были самыми волнующими с точки зрения управления. "Енот" можно использовать как детектор хорошей дороги, потому что при малейшей колейности его начинает швырять. Разгон мотоцикла по ощущениям не изменился, а вот торможение искусственно я делал более плавным - иначе прицеп мог обогнать мотоцикл) Имея в наличии 4 зеркала заднего вида (2 на руле и 2 на обекателе), я первые выкрутил так, чтобы в них было видно прицеп и контролировал его раскачку и протискивание в узких местах.Ну и в общем, при скорости больше 100 км/ч прицеп начинал вести себя непредсказуемо, поэтому на 4 передаче (примерно 2500 об/мин) ехал около 90 км/ч. Диаграмма мощности для моего мотора по руководству показывает, что оптимальные по расходу и отдаче обороты около 3500. Режим поездки у меня классический - еду около 100 км, затем отдых, снова 100 км, затем заправка.

На границе Ленобласти пообедали, над СПб висели чёрные тучи, а в сторону юга - всё чисто. Потёмки застали нас недалеко от Твери. Отъехав недалеко от трассы в районе деревеньки Миронежье, поставил палатку, раскатали спальники и легли спать.

Проснуться от пения птиц и пригревающего солнца - отличные ощущения. Завтрак, пара сотен километров - и мы в Москве. Заехали в гости к бабушке и около 4 вечера двинулись дальше, так как в ночь и на следующий день синоптики обещали дождь. Отъехали в Тульскую область, и встали палаточным лагерем в районе н.п.Кукуй, на берегу реки Шат. Чистое ночное небо, плеск воды, свежий воздух... романтика.


Прицеп, очевидно, немного "прикатался" и позволял уже ехать около 100 км/ч при хорошем качестве асфальта. На следующий день решили доехать до Краснодара без ночёвок. В принципе, задача вполне выполнима, если бы не ужасные ростовские дороги. Несколько раз чуть не вылетал на встречку либо в попутный транспорт из-за огромных ям, колеи или вспученного асфальта. Самые ужасные дороги на трассе - в районе Каменска-Шахтинского. Но стоит отметить, что там же на выезде и самые нормальные кафешки, где мы и пообедали отличным шашлыком. Стоит отметить, что почти при каждой заправке брали мороженное и валялись на туристических ковриках, греясь на солнце.

Незадолго до города Шахты навигатор начал настойчиво предлагать объехать его с кругом километров в 50. Навигатор использую для полного владения информацией (пробки, аварии, дорожные работы), и он явно показывал, что в Шахтах пробка не красного, а бордового цвета, а множество комментариев подтверждали что там ремонт дороги "из трёх полос в одну". Пробку я эту проехал спокойно, как и многие предыдущие. Что интересно - прицеп уже, чем мотоцикл (самая широкая часть - обтекатель), и мотопоезд без проблем проезжает везде проезжает. В многочисленных пробках и я уверенно ехал за мотобратьями, и они за мной. Количество больших пальцев вверх и приветственных сигналов как от них, так и от пассажиров и водителей машин было зашкаливающим).

В Краснодар приехали за полночь. По результатам поездки - ничего не разбилось, ничего не сломалось, сильно не устали. Отцепил прицеп у бати дома, после этого мотоцикл было не узнать - прицеп всё-таки ограничивает скорость и управляемость. Через пару дней в 9 утра выехали из Краснодара, и через два часа уже размещались в небольшом летнем домике турбазы в Архипо-Осиповке. В принципе, этом максимальное удаление мотоцикла от СПб в прошлом году. Потом мотоцикл отдых во дворе дома, а я за рулём "Москвича" братишки катался с роднёй по живописным уголками Краснодарского и Ставропольского краёв, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.

25 августа около обеда мотопоезд выдвинулся в сторону города на Неве. В прицепе было уже 150 кг груза, причём если бы я не останавливал бабушку, тёщу и жену они нагрузили бы ещё! Но у "Енота" обнаружилась интересная особенность - с увеличением груза он становился всё более управляемый! И дорожный просвет у него не менялся - менялась "прыгучесть" (спасибо торсионной подвеске).

Перекусили в Каменске-Шахтинском, к вечеру были недалеко от Павловска (пробег около 650 км). В районе Лосево поставили палатку в поле и заночевали.

На следующий день после обеда приехали в Подмосковье к родным на дачу (опять около 650 км), где отдыхали пару дней. 28 августа около 10 утра выехали с дачи, заехали в гости к бабушке в Москву, и около 4 вечера под проливным дождём выехали в сторону СПб. Недалеко от Лукойла в посёлке Едрово поставил палатку в лесочке и снова отдыхать.

На следующий день к обеду были дома. В целости и сохранности были доставлены ВСЕ 112 банок (в основном семисотки и пятисотки с вареньями, соленьями), около 15 литров напитков (домашнее вино, настойка, коньяк) и новый в упаковке аэрогриль (подарок тёщи). В пути назад вилка окончательно сдала и стучала на сильных ямах, но перебирать вилку в пути не входило в мои планы, поэтому я долил туда масла и это до конца пути немного, но помогло. Вилку и суппорт я конечно же сделал после возвращения, и после выезжал на мотоцикле вплоть до конца октября.

Сотрудники ДПС в ходе поездки не останавливали, наверное чувствовали что с документами полный порядок. Ну а сейчас за окном мокро и слякотно, солнце не показывалось около месяца (а мне кажется что и больше), мотоцикл и прицеп стоят в гараже. И сейчас воспоминания о летней поезде вызывают у нас с женой улыбки и отличные эмоции, а также желание пообсуждать будущие поездки.

Кто дочитал - молодец!

17807
Изображение