Сообщение отправлено
Я

Ужасы "сарайного" кастомазинга. Заметка о стилях и как не создать обузу для своего гаража

Здарова бандиты!

Сегодня я хочу поднять такую больную и зловонную тему, как кастомайзинг на территории СНГ. Все вы знаете про IMIS, про добротные кастом-мастерские, где к бюджету постройки, помимо привычной всем бутылки пива с чебуреком прибавляются какие-то 5-6 значные цифры. Но я надеюсь, что также всем известно и про «темную» сторону данной индустрии, ведь именно там содержится вся «мякотка» отечественного кастома.

И говорю я конечно же о полном отсутствии «культуры постройки» у доморощенных профи. Для начала давайте поясню за стили.

Стиль кастома – это не всегда что-то закрепленное в каком-либо священном писании. Спроси любого победителя одной из выставок: «В каком стиле построен твой мотоцикл?», и скорее всего, в ответ тебе лишь задумчиво улыбнутся и ответят «Я НИНЯЮ:)». Но чаще всего, на пьедестале стоят создатели так называемых «Radical» байков.

Внешне, они местами все еще похожи на круизеры и драгстеры, на базе которых построены. Но совсем чуть-чуть. Многие из таких совсем не предназначены для езды в силу технических особенностей конструкции, либо по задумке автора. Этот тип кастомов лично я называю «Шоу-Стопперы» (Show – шоу, Stop – останавливаться, заезжать; то что и делают эти мотоциклы – заезжают на выставки и украшают чьи то гостиные). Данное понятие в основном распространяется на машины. Но так как особой разницы нет, ездить на технике такого стиля, будь то мотоцикл или машина, не выйдет.

В принципе, это и есть два основных типа мотоциклов, владельцы которых набили свои шкафы кубками настолько, что тело любовника жены даже не спрятать.

Но стилей намного….НАМНОГО больше. Давайте взглянем.

1)  Scrambler

Скремблеры – это моя личная преференция. Каноничный скремблер строится из стокового дорожного мотоцикла. Такой донор оборудуется внедорожной резиной, узким и коротким сидением для облегчения маневрирования задницы при езде по неровной дороге, внедорожным высоким рулем, завышенной подвеской и, обычно, защитами двигателя и ручек.

По моему мнению – подобный мотоцикл является самым универсальным среди всех тех, о ком сегодня пойдет речь. Не стоит забывать, что сегодня многие производители выпускают мотоциклы «стилизованные под скремблер». На серьезное внедорожье они не способны, но определенно имеют внешние черты классического «говнолаза» тех годов.

Канона, как такового, для данного типа нет. Лишь бы выглядело интересно, да ехало не только по дороге. Каноничным все-же считают Triumph Scrambler, с его фирменным боковым глушителем, увеличивающим клиренс.

2. Café racer

Стиль кафе-рейсер зародился в 50-х годах в Британии. Тогда у молодых забиякеров начали появляться деньги на хоть какой-то мотоцикл для транспортирования своей тушки и тушки своей подруги по кафешкам да тусовкам. Телевизоры в Англии появлялись намного активнее, чем в СССР, да и газеты могли себе позволить писать про новости со всего мира, а не только внутренних застенок страны. Так, молодежь и узнала про Isle of Man TT и MotoGP, которые в то время были самыми жаркими событиями мото-мира. Так и вышло, что одна туша с другой тушей приехали в Ace Cafe, за ними еще парочка, и еще парочка. Вот уже и толпа там постоянно тусуется.

Но молодая кровь явно не хочет просто сидеть и глазеть в телевизор, попивая чай с чизкейком, и даже сиськи их подружек не способны оторвать взгляд молодого самца от окна заведения, через которое видно целое пастбище триумфов, пасущихся в ожидании своих хозяев. И вот, видимо, однажды в поле зрения такого «залипшего» на мотоциклы молодого человека, образовалась еще одна пара сисек, принадлежащих пассии еще одного мото-чувака. Далее по классике: «Куда пялишь? ПшлиВышли!». Но вместо классического мордобоя по всем канонам английской молодежи тех годов, с кастетами и ножами, молодые сэры решили разрешить конфликт гонкой, прям от кафе, в котором они сидели. И тут понеслось. Один за одним, старые, несчастные триумфы срывались с места и неслись по узким улицам британских графств. Быстрые ли тогда были мотоциклы? Да хрена с два. Да еще и почти все одинаковые. Но что же делать, если тот забияка Чарльз аж на 40 фунтов легче чем какой-нибудь местный мото-любитель чизкейков из кафешки? Правильно! Нужно скинуть с мотоцикла все лишнее, чтобы его облегчить! Начав со своих девушек, ребята поняли, что пассажирское сидение им тоже теперь не нужно и укоротили его.

К тому же, про вышеупомянутые гонки слышали почти все, а там ребята знали, как работает аэродинамика. Поэтому на манер спортивного мотоцикла, кафешники нахлобучили на конец сидения «аэродинамические грыжи».

Затем клип-оны, шоссейную резину и прочие мелочи, которые сейчас называют «канон». А канон для сегодняшнего кафе-рейсера – это горизонтальная линия «сидение-бак». Без этого все поделки принято браковать и поливать каками. Естественно, тогда, в 50-60е года, лепили из того, что было, и ни о каких линиях речи и не шло.

Ну, а ребят – гонщиков, за место их сбора и прозвали «Кафе-Рейсерами».

3. Flat-Tracker

Флэт трэк – это вид гонок, пришедших в мир из США. Как и все трассы в Америке, эти были овальными. Гонки там проходят по этому овалу против часовой стрелки, то бишь только с левыми поворотами. А вы думаете почему в Формуле 1 так мало янки? А вот поэтому. Но это лирика. Изначально гонки флэт-трек проходили на вело-трассе, вымощенной деревом и имеющей 45-и градусный уклон в поворотах. Но со временем мотоциклы становились все мощнее, и все больше деревянных покрытий кольца отправлялось на опилки по причине частых аварий. Как только в близлежащих лесах поспиливали даже кусты, местные организаторы почесали репу и вывалили мысль запустить мотоциклы на грязевую трассу. Тут и понеслось.

В середине 20х годов, данный тип гонок обрел широкую популярность. Harley-Davidson во-всю педалировал процессом, смачно размалывая грунт мощностью своих V-twin. Шли года, спорт становился все популярнее. В 1971 флэт-трек словил еще больший шмат популярности благодаря передаче Брюса Брауна, известного своими документалками по телевидению.

Прочуяв новую волну хайпа, Харлей и Хонда начали активно накачивать индустрию деньгами. А потом случился мото-кросс. Харлей резко переключился на другой рынок, да и у Хонды энтузиазм «упал».

В последнее время наблюдается еще одна волна любви к данному типу гонок, но классика остается классикой. В связи с этим, мы наблюдаем еще один популярный тип кастомных мотоциклов – Флэт-трекеры.

Отсутствие светотехники (на трассе из-за пыли и грязи все равно ничего было бы не видно), широкий руль для лучшего контроля в заносе, а именно так проходили повороты «тамошние» гонщики, и вздернутое узкое сидение на манер современных эндуро. Вот в общем то и весь канон. Тем не менее, данный тип полноправно можно считать серьезным, отдельно стоящим направлением.

4. Brat

«- В чем сила Брат?

 - В ньютонах, Брат!»

Индустрия кастомайзинга никогда не стояла на месте. Всегда имели место быть тренды и мода. Вот и японцы не сидели на заднице и разродились самым новым из присутствующих сегодня стилем – «Брат-стайл». И это, пожалуй, единственный стиль, который не имеет за собой столь обширной истории. Все произошло довольно быстро и внезапно. Жил был в Токио парниша по имени Го Такамине, и была у парниши мастерская «Brat Style».

Там и был разработан этот стиль, который в скором времени облетел весь мир и стал известен почти каждому кастомайзеру. А паршиша в последствии перебрался в США и открыл филиал «Brat Style US» на Лонг-Бич.

Отличительные черты Brat Style – плоское, либо обрезанное сидение, чопперообразный либо кроссовый руль, узкие колеса, чаще всего с резиной FireStone и полный дехром.

5. Bobber

А вот история бобберов же, в свою очередь, тянется еще со времен послевоенной американской «оттепели». Во время Второй Мировой Войны, американские солдаты все же успели немного поглазеть на Европу, а также, мельком, ознакомиться с местной техникой. Так как мотоциклы в США стали крайне популярными еще в довоенное время, многие знали наверняка, что они хотят увидеть.

Это сейчас Харлей – это большая, тяжелая железяка. А раньше это была пи***ц большая, тяжелая железяка. И тут на контрасте сыграли европейские мотоциклы. Они были легче, маневреннее и быстрее. Насмотревшись на это, американские солдаты вернулись обратно в дом родной, под крылышко к Дяде Сэму и начали нещадно кромсать свои мотоциклы. Толстые крылья – убрать! Большая фара со спидометром – поменять на мелкую, полегче. Бак слишком большой и громоздкий для запросов владельца – поменять! И так далее.

Так и получили наши звездно-полосатые свой «харлей-на-европейский-манер». Стиль вошел в моду и существует до сих пор, да еще как существует!

Отличительные черты стиля в наше время – равноширокие колеса, плоский, либо наоборот огромный руль «Ape-hanger» и замена задней подвески на сухарь с подпружиненным сидением «как у лисапета».

Есть еще несколько ответвлений, вроде:

Стрит файтеров

Латиносов (Cholo)

Donk (Bagger)

Но все это не столь распространено, по сравнению с вышеобозначенными. Да и мода не стоит на месте, и если раньше считалось крутым гонять на чоппере в огненной аэрографии, то сейчас же стиль сводится к чему-то более умеренному и скромному.

Фуф, ну вроде разобрались. Теперь надеюсь хоть вы не будете радовать мир «Сарайным» кастомом. Теперь возвращаемся к сути основной темы. Для тех, кто не в курсе, кастом «Сарайный» - это размотать свой мотоцикл об столб, и запустив руку в карман, не найти там никаких денег кроме пыльного чирика и дырявого рубля. Далее – посмотреть цены на оригинальные запчасти и заорать: «МАМА, Я КАСТОМАЙЗЕР!».

К сожалению, подобный «кустом», это один из самых распространенных стилей в наших широтах. И если я еще хоть ну как-то могу понять спортоводов, которые вместо пластикового обвеса после ДТП оставляют совершенно ничего, заменяя светотехнику на «типа маску шоб глаза светились», то вот людей, намеренно берущих болгарку в руки, натягивая шапку на лоб и отпиливая куски рамы, приговаривая «ща будет кафе-рейсер» - нет.

Рецепт плохого кастома прост:

1)  Разбитый мотоцикл

2)  Сидение с Aliexpress, которое на фотке «вроде ну ниче так, вон как красиво смотрится»

3)  Пара мелочей и блестяшек, потому как старые все равно сломаны

4)  Обвести фломастером буковки-циферки на шинах

5)  Заклеить фару крестиком из изоленты

6)  Сфоткать в инстаграм, назвав проект как-то вроде «Le Baron» и поставить хэштеги «café-racer» и «custom»

ГОТОВО!


Теперь можно продавать на авито на 30-40 тысяч выше рынка, добавив про «вложено много сил и денег, делал под себя».

Естественно, каждый волен делать что ему вздумается, и конечно же, не у всех есть бюджеты, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Но стоит ли торопиться и с головой уходить в говноляпство? Ни один приличный проект невозможно построить без навыков. «Но где эти навыки взять, если ничего не делать?» - спросите вы. А разве кто-то говорил про ничего? Неужели нельзя купить пусть потрепанный, но живой мотоцикл и спокойно заниматься его восстановлением. Так вы научитесь крутить гайки, красить, паять, гнуть, варить и многое другое. И на выходе, у вас не получится что-то ужасающее, отражающее все буйство вашей извращенной фантазии. Получится просто ухоженный мотоцикл, на котором не стыдно ездить и не стыдно продавать. И все горизонты еще успеют открыться, торопиться не нужно. Никто и никогда не срывался с места и не делал сразу же победителя всех конкурсов и выставок. Перед этим шли годы и десятилетия кручения гаек и прочих радостей. Если руки и голова не работают сообща, то к сожалению, ничего путного от их симбиоза не выйдет. И уже имея за спиной необходимый багаж знаний и умений, можно хвататься за донора и начинать его нещадно запиливать, четко осознавая, что ты делаешь и зачем.

Друзья, прошу не воспринимать все написанное выше близко к сердцу. Ни в коем случае не пытался кого-то оскорбить, просто хочется уберечь всех потенциальных обладателей «непродаваемых» кастомов от такой незавидной судьбы. Я и сам чуть было не стал частью сего болота. Некогда обладая Honda Bros 400 89 года, я горел желанием создать скремблер.

И лишь на середине пути, заново взвесив все «за» и «против», оценив свои силы, пересмотрев концепцию, я понял, что путь тупиковый. Есть мотоциклы, которым дано, и которым нет. Брос как раз из тех, кому не дано. Таким образом, вовремя остановившись, я просто занялся его восстановлением.

И на выходе получил не «мертвую душу», а вполне симпатичный мотоцикл, в прекрасном состоянии, который был продан значительно окупив все затраты на него и по сей день, радует своего следующего владельца. Поэтому друзья, будущие «кастомайзеры», набивайте руку и помните, что лучший путь не всегда правильный. Иногда приходится делать неочевидные вещи, благодаря которым, потом, спустя время, вы будете сидеть с теплой усладой на душе и понимать, что все сделали правильно. 

#cafe-racer #caferacer #scrambler #bobber #tracker #flattracker #flat-tracker #brat #bratstyle #brat-style #chopper #cholo #streetfighter #bagger #custom

5542
Изображение