Сообщение отправлено
Я
Verunya из Кронштадта 18 ноября 2015

Крым: Рыбачье – Феодосия – Аджимушкай – Переправа («Русский Путь»)

На берегу в Рыбачьем смысла задерживаться не было никакого, и мы, накупавшись в прок, покатили дальше в сторону переправы через солнечные долины виноградников и прочие необычайно красивые крымские пейзажи.

По пути к Севастополю за месяц «до» в некоторые чудесные места типа Нового Света и др. мы заглянули лишь поверхностно, а в большинство и не заезжали вовсе, отложив всё на то самое «завтра», в данном случае – на обратную дорогу, ну или на покатушки в случае, если останемся, т.к. решили, что торопимся… Разумеется, как уже и философствовали ранее, такому «завтра» сбыться было не суждено. Неопределённость глобальных планов о дальнейшей деятельности на тот момент начала давить на головы, плюс, хотелось хоть чуть покатиться по береговой линии материка после переправы – «надышаться перед смертью», что называется, а не долбить сразу на Питер, и мы заторопились..

И всё равно дорога до Феодосии, на «золотом» пляже которой мы решили сделать заключительную ночёвку на полуострове, заняла день. Ведь хотя бы в частых остановках для фото, и в неспешной езде по красоте мы отказывать себе не стали. Но после Коктебля красота как таковая заканчивается – начинается равнина.


Заночевали, где и планировали – на берегу недалеко от Феодосии. Для дикого отдыха место, прямо сказать, не очень, хоть и стояли там маньяки целыми семьями с детьми. По трассе днём и ночью идёт весь огромный грузо-пассажирский поток полуострова – единственная артерия. Но, дело было к вечеру, «отвальный ужин» с роднёй был запланирован рядом, да и для прыжка к Аджимушкаю и последующей переправы место было приемлемым по расположению.


Посещение Аджимушкайских каменоломен, как мы и писали в первом «Крымском очерке» было в планах обязательных, но тогда мы лишь мельком осмотрели памятник и решили попытаться вырваться из накрывавшего нас ливня.


Сейчас погода радовала, а заспаться на шумном берегу было невозможно, поэтому мы, особо не затягивая со сборами, двинулись на Керчь, как только проснулись.


Мы уже чуть писали об Аджимушкае, и о том, что в начале войны там под землёй в каменоломнях укрылась и заняла оборону часть войск Крымского фронта (более 10 тысяч человек), прикрывавшая отход главных сил на Таманский берег. Это, безусловно, одно из самых героических мест сопротивления в Крыму на наш взгляд. Этот Поступок более чем 10-ти тысяч смертников хоть и не мог принести непосредственной победы, но сильно сдержал наступательный порыв захватчиков и выиграл время.


Но никакая историческая справка не сравнится с чувствами, которые испытываешь, спускаясь под землю и примеряя на себя весь тот ужас, который испытали те люди… Группы с опытными гидами спускаются под землю каждые полтора часа. Мы успели прямо к экскурсии, и после вводных инструкций начали спуск в огромный подземный комплекс. Ранее он служил для добычи строительного материала - ракушечника, а со второй половины мая по конец октября 1942 года здесь и происходили те страшные события. Фото и видео съёмка в музее не разрешена, так что фото крайне мало, да и надо ли – история и чувства и без того врезались в память.


По разным данным под землю спустилось от десяти до пятнадцати ТЫСЯЧ человек (военных и гражданских). Отход главных сил был обеспечен, а вот сами они уйти не успели и держали оборону почти 5 месяцев (!), когда территории были уже повсеместно оккупированы. Просто уму не постижимо, на что способен человек..


В скором времени после начала обороны командование приказало выйти наружу и сдаться части гражданских, т.к. держать оборону в переполненных подземельях и кормить такое количество человек не представлялось возможным. Т.о. под землёй осталось около десяти тысяч человек, не прекращающих весьма ощутимое сопротивление. Припасы стали заканчиваться, наступил голод, вода вообще на вес золота, заканчивались и боеприпасы. Но несмотря на всё это бойцы подземного гарнизона продолжали яростно сопротивляться попыткам немцев прорваться внутрь и захватить подземелья.


Через пару месяцев пришло известие, что Севастополь пал и весь Таманский полуостров захвачен противником. Надежды на спасение почти не оставалось и тогда защитники подземелья, собрав все силы, предприняли отчаянную попытку наступления. Им удалось вырваться и захватить ближайшую деревню, но силы были, конечно же, не равны, и, продержавшись около двух суток, они были вынуждены отступить обратно под землю.


Когда немцы поняли что легко ГОРНЯКОВ (так они называли защитников подземелья в отчётах посылаемых в Берлин) не одолеть, решили применить газ, запрещённый даже в то время. От этих атак погибла огромная часть солдат и гражданских. Всё это происходило на фоне острой нехватки воды, голода и нехватки боеприпасов. Нередкими стали случаи сумасшествия и суицидов...


В итоге, по истечении почти 5-ти месяцев, из десяти тысяч человек в живых осталось СЕМЕРО. Фашистам удалось взять их в плен, т.к. сил сопротивляться у них уже не было. Конечно, их участь была предрешена. Комментарии излишни...


В конце экскурсии гид, которая больше часа водила нас по запутанному подземелью и очень проникновенно всё это рассказывала, около одной из многотысячных подземных братских могил попросила выключить фонари и почтить память минутой молчания. Нас окутала кромешная темнота, та самая, в которой почти 5 месяцев безысходно жили и сражались тысячи людей, передвигаясь по натянутой вдоль стен проволоке – это очень сильный момент, один из тех, в которые понимаешь ничтожность каждой из твоих забот и «проблем»…


В таких смешанных чувствах и в очередной раз убедившись, как прекрасна наша жизнь, мы отправились на паром. Погрузились быстро, но переправа всё равно заняла часа 2. Вечерело. Как выгрузились на материк, сразу стали смотреть место для ночлега и через 10-15 км, как закончилась песчаная коса, встали спать на берегу с видом на закат))… На следующий день планировали двигаться на Новорос ну и как пойдёт.

2678
Изображение