Сообщение отправлено
Я

Спонтанное путешествие в прошлое #2. Часть вторая. Крайняя.

Ну-с, стало быть, продолжим.

Пока я уделял много времени деталям и петлял по лесу, время на месте не стояло, а родители-то меня все ждали. А у меня еще остались в Барышево не посещенные интересности. Посему, меня посетила альтернативная идея: На следующий день ехать не домой в город, а заехать еще раз в Барышево и завершить начатую культурную программу. Таким образом, я сделал перерыв.

На следующий день, я вернулся в Барышево.

Ехал по дороге Ягодное-Климово (по региональной классификации 41К-152). Дорога хорошая, асфальт ровный, погода ясная, машин как попутных, так и встречных не много – все располагает к скоростной активной езде. Еду, наслаждаюсь процессом управления. Но, более 110 не еду. Дорога все же изобилует поворотами и на высокой скорости уже опасно. Удовольствие должно быть безопасным. И вот где-то между Колокольцевским заливом Вуоксы и болотом Мокрый мох, немного после просеки газопровода или еще там чего, замечаю боковым зрением что-то необычное в лесу. Останавливаюсь. Направо по ходу движения, имеется лесная дорога с некоторым даже треугольником «съезда-выезда». Получается небольшая парковка. Паркуюсь. Иду смотреть и немного так остолбневаю: дорога разрезала противотанковые надолбы «Зубы дракона». Немые свидетели и участники минувших Советско-Финских войн. Меня это зрелище очень впечатлило. Нет, я раньше видел подобные творения рук человеческих, но данные инженерные сооружения уходили ровными рядами налево и направо в лес (прямо как мотоколонна на прохвате), и конца их не было видно. Зная тактику строительства подобных сооружений, думаю, что надолбы протянулись между вышеуказанными водными преградами – рекой Вуоксой и болотом Мокрый мох. Это где-то около двух километров примерно. И вот сейчас, пока пишу эти строки, у меня зарождается идея прогуляться вдоль этих «драконьих зубов» от края и до края. Не сложно же. А даже очень интересно. Как-нибудь обязательно попробую.


Еду дальше. Немного не доезжая до Климово, сворачиваю направо на автодорогу 41К-24. Она идет до самого Барышево, делая поворот направо на Т-образном перекрестке. Вот после этого перекрестка дорога становится уже. Но дорога в целом ровная. Разве что, примерно на полпути есть небольшой участок с неровностями, как будто под асфальтом остались корни могучих деревьев, и они пытаются выйти на поверхность. Но в остальном дорога прекрасная. Но вот только наваливать по ней на мотоцикле не советую. Как в ту, так и в другую сторону встречаются встречные автомобили. И самое опасное – по краям асфальта с обочин нанесено очень много песка. Так что полоса, пригодная для движения мотоцикла - только по центру дороги, шириной метра 2,5 – 3.

С дороги, которая ведет прямо на мыс Крючок (фин., Lammasniemi), перед вышкой сотовой связи поворачиваю направо. Дорога – грунтовка, которая когда-то была асфальтированной. Слева - садоводства, дачи, справа - поля.

Смотрю, слева у перекрестка с линией голосует паренек лет 12-и с велосипедом. Я сначала подумал, что велосипед у него сломался. Останавливаюсь, спрашиваю, в чем дело? А он, всхлипывая, говорит, что заблудился, да и велосипед сломался. Он тут в гостях был с родителями, местности не знал. Ему дали покататься на веле и отправили с ребятами. Вел сломался, ребята уехали. Таки дела… Я его успокоил, посмотрел, что с велосипедом. Оказалось, что просто цепь слетела при переключении передачи. Я цепь одел, и ему показал, как это делается. Хорошо, что он знал наизусть телефон мамы. Я дал ему телефон позвонить. Вообщем, мама пришла очень быстро. Мы с ним хлопнули по рукам и покатили по своим делам. Паренек воспитанный, сразу поблагодарил, что остановился и начал помогать ему. Родителям респект.

Через несколько сот метров начался хороший асфальт, и показалась церковь справа. Это был Свято-Успенский храм. Красивый. Сразу видно, что новострой. Позже узнал, что начали его строить в августе 2014 года. Построили полностью в ноябре 2015-го. Полностью на деньги спонсоров. Вроде как Газпром причастен. Но не суть.


Чуть дальше храма по дороге, на берегу Лесопильного залива располагается объект моего интереса, как оказалось, самое интересное, к чему я стремился. Это остатки самого крупного лесопильного завода в Карелии. «Альстрём» он назывался. По имени Антти Альстрёма (фин. Antti Ahlström, 1827 - 1896) - финского предпринимателя, промышленника. Он сначала увлекался металлургией, а потом все больше ударился в лесопильное производство. Во второй половине XIX века построил на территории нынешней Финляндии несколько паровых лесопильных заводов. Это значит, с применением паровых машин. И уже в последнем десятилетии все того же XIX века строит завод на Вуоксе. Вот именно этот. К сожалению, При жизни Антти Альстрёма завод еще не был достроен. В 1896 году лесопромышленник скончался в Хельсинки от пневмонии. В итоге, завод был достроен. Много людей получили рабочие места и стали жить рядом. Некогда небольшая деревня из 10 дворов, превратилась в большой поселок в 2,5 тысячи жителей (на начало 1930-х годов).

Вот, значит, я обошел, все, что осталось от некогда огромного лесопильного завода.

\


Потом меня понесло на остров Солнечный по небольшому перешейку с небольшим деревянным мостиком. На острове ничего особо интересного не оказалось, кроме остатков какой-то то ли базы отдыха, то ли бывшего лагеря с названием «Экран». Там были с десятка полтора маленьких прямоугольных домиков. Несколько домиков покосились, от двух только полы остались, а вдалеке на веревках, натянутых между сосен, сушились одеяла и подушки. Вроде как обитаемое место. Не стал я тревожить людей и пошел обратно. Что интересно, у ворот была будка охраны и довольно большая электрическая подстанция. Ну, типа трансформатор мощный. От него провода шли на остров к тем домикам. Перед воротами, снаружи, пару мужиков рыбу ловили. Я сфоткал красивый пейзаж Вуоксы и покатил обратно. Ту территорию, которая «Экран» называется, фоткать не стал. Не было там ничего фотогеничного.


От лесопильного завода я решил возвращаться по дороге, вдоль берега Вуоксы. По пути посмотрел еще какой-то «заводской» фундамент, который не заметил раньше. Чуть в сторону от этого фундамента обнаружил отчетливые очертания траншей, окопов и стрелковых ячеек. По ним поднялся на вершину холма. Холм этот оказался фундаментом финского дома. Точнее, фундамент дома находился на холме. Конечно, за без малого 80 лет, прошедших с начала боевых действий, холм порос и кустарником, и Борщевиком в последнее время. Кстати, еще раз повторюсь о пользе подобных прогулок в осенне-весеннее время. Когда нет ни листвы, ни Борщевика. А пока что сейчас можно различить лестницу крыльца, и входы в подвал / погреб. И то, что под холмом, на котором был построен этот дом, сейчас находится огромный овраг, который усилиями наших современников превращается в заурядную помойку… Что-то я очень сомневаюсь, в наличии здесь оврага в начале прошлого века, когда, предположительно, дом был здесь возведен…


Поехав дальше, я въехал в Барышево и на берегу Вуоксы обнаружил еще два фундамента от финских домов. Таки артефакты, дошедшие до нас. Ну, хоть в таком виде…


В итоге, я выехал на Долгушенский тракт и покатил в сторону шлюза «Гремучий». Точнее, того, что от него осталось. По пути остановился у братской могилы советских воинов № 62. Данная братская могила тоже располагается на холме. К ней ведет бетонная лестница. Со стороны дороги имеется довольно крупная парковка.


Возможно, Вы спросите, чего это меня тянет к этим братским могилам. Я отвечу такой вот историей.

Наверняка все Вы знаете или слышали о Рок-барде Александре Башлачёве. Далее, будет преведена фраза Башлачёва, которую опубликовал в своей книге о Башлачёве известный музыкальный критик и журналист Артемий Троицкий.

...Зимней ночью мы шли к платформе Переделкино, в надежде на последнюю электричку, и Саша рассказывал мне о переселении душ. Он сказал, что точно знает, кем был в прошлой жизни, и что это было очень страшно. “Давно? - полюбопытствовал я, - в средневековье?” - “Нет, - ответил он. - недавно”. - “Интересно, - я стал рассуждать о делах, в которые, строго говоря, не очень-то верил, - почему, по какой команде душа вселяется в очередное тело?" - "Я знаю, как это происходит, - сказал Башлачёв,- душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит на небесах энергия памяти".

Согласитесь, тут и история, и память.

Потом хотел я посмотреть на то, что осталось от шлюза «Гремучий», но все подъезды к нему были перекрыты заборами с видеонаблюдением и на въезде был шлагбаум с охраной. Какая-то частная территория, подумал я. Придется подобраться к шлюзу с другого берега. Это менее комфортно, но вполне возможно. Позапрошлой зимой я ездил по северному берегу Вуоксы, но цель у меня была другая. Если кому интересно, можете почитать здесь:

https://vk.com/@46340-yanvarskie-poezdki-za-vuoksu-16-20012018

Я тогда решил попробовать новый сервис ВК таким образом.

Оригинал: http://www.motobratan.ru/31164/107221.html

2210
Изображение