Сообщение отправлено
Я

Сколько стоит мотоциклист

В этой статье не будет рассказов о ценах на мотоциклы; здесь я поведаю о том, сколько стоит стать мотоциклистом и во что обходится быть им. И речь пойдёт не о позёре, который лишь изредка выкатывает свой блестящий чопер, чтобы понтануться перед друзьями, и не о безумном гонщике, который летает на спорте по городским улицам, и по ночам будит район своим прямотоком. Я расскажу скорее о мототуристе, который использует мотоцикл для путешествий, коротких или долгих, близких или далёких.

Этот материал вы сможете использовать, чтобы отговорить ваших друзей от покупки мотоцикла, или, наоборот, втянуть кого-то в нашу секту. Я не буду следовать канонам классической научной статьи, постепенно выкладывая факты и подводя к результату в конце, вместо этого я сразу скажу о главном, а уже потом начну обосновывать свои расчёты.

Сразу отвечаю на главный вопрос: владение мотоциклом за три года обойдётся в 232 т.р. (здесь и далее «т.р.» означает «тысяча российских рублей»)

Стоимость складывается из:

- Затрат на покупку мотоцикла = +168 т.р.

- Первоначальных вложений = +80 т.р.

- Расходов на содержание = +154 т.р.

- Дохода от продажи мотоцикла = -150 т.р.

- Дохода от распродажи экипировки = -20 т.р.

Выходит, если ты собираешься стать мотоциклистом – ты должен иметь возможность:

- Потратить 6 месяцев на подготовку;

- Сделать первоначальное вложение в сумме не менее 250 т.р.

- Тратить на своё новое увлечение не менее 5 т.р. в месяц.

Откуда эти цифры?

Когда я решил для себя стать мотоциклистом – я не думал о финансовой стороне этого вопроса; просто решил, что мне это нужно и понадеялся, что мне это по средствам. Профессиональная деформация заставила меня скрупулёзно фиксировать все связанные с мотоциклом события и затраты, и сейчас я могу подвести итоги.

Один очень известный байкер как-то сказал мне, что средний мотоциклист живёт три года. Нет, он останется в живых, просто откатав несколько сезонов очень многие, наигравшись в байкера или по другим причинам, продают свои мотоциклы. Мои расходы за три года я и положил в основу приведённых здесь расчётов.

С покупкой мотоцикла всё просто. На эту тему написана масса статей, на множестве сайтов можно посмотреть цены. Не забудь накинуть сверху 5-8 т.р. на техосмотр, страховку и постановку на учёт. И подумай, во что обойдётся пиво, которое понадобится проставить другу, который будет гнать твой мотоцикл из магазина в гараж потому, что ты пока не умеешь ездить на нём.

Первоначальные вложения, которые тебе придётся сделать, будут состоять из:

- Затрат на обучение и получение водительского удостоверения – 25 т.р.

- Стоимости минимального набора защитной экипировки – 29 т.р.

- Расходов на приведение мотоцикла в надлежащее состояние – 26 т.р. 

Содержание мотоцикла за два полных сезона будет складываться из:

- Затрат на бензин и расходные материалы – 63 т.р.

- Расходов на покупку запчастей, обслуживание и ремонт – 23 т.р.

- Покупки дополнительных экипировки и снаряжения – 45 т.р.

- Стоимости хранения мотоцикла – 23 т.р.

Разумеется, продать мотоцикл даже за ту сумму, за которую ты его купил, у тебя скорее всего не получится, и, никого не будет интересовать, сколько денег ты в него вложил – время возьмёт своё. А уж пользованную экипировку придётся распродавать совсем по бросовым ценам. Просто учитывай этот факт.

С чего придётся начинать?

Получение категории «А» весьма долгий и затратный процесс. Не важно, есть у тебя права или нет, тебе придётся снова пройти теоретическое обучение и сдать все экзамены. В самом лучшем случае это потребует 4 месяца и обойдётся примерно в 20 т.р.:

- теоретическое обучение – 6 т.р.

- практические занятия – 12 т.р.

- экзамены в ГИБДД и выдача ВУ – 2 т.р.

Но если ты, как и я, не справишься с первого раза, то тебе предстоит череда дополнительных занятий и повторных экзаменов, где каждая попытка будет обходиться ещё не менее чем в 5 т.р. С первого раза не сдаёт практически никто, у меня получилось сдать на категорию после четырёх попыток и это не намного хуже среднего показателя.

Уже во время обучения можно начинать закупаться экипировкой. Школа предоставит на практические занятия всё необходимое, но в своём экипе будет удобнее. Правила дорожного движения говорят, что обязателен только шлем, но моя кожа и кости мне дороже денег, поэтому мой минимум экипировки обошёлся мне в 29 т.р.:

- Шлем – 6,5 т.р.

- Черепаха (или мотокуртка) – 9,0 т.р.

- Наколенники – 2,5 т.р.

- Мотоджинсы – 4,5 т.р.

- Перчатки – 2,5 т.р.

- Ботинки с высоким берцем – 4,0 т.р.

Я счёл для себя необходимым покупать новые вещи, но не гнался за брендами типа Shoei или Dainese, и не рассматривал самые дешёвые марки – меня вполне устроил средний уровень: AGV Sport и Komine. Я не экономил на покупках через интернет, вместо этого покупая в магазинах потому, что всю экипировку мне необходимо было примерять под свою не совсем стандартную фигуру. Особенно пришлось помучаться с выбором шлема, но тут всё индивидуально.

Мне удалось за вполне разумную цену купить довольно удачный мотоцикл, практически не требующий вложений, но кое-что всё же пришлось сделать, и это стоило мне 26 т.р.

- Заменить тормозные колодки – 1,5 т.р.

- Заменить масло с фильтром – 2,0 т.р.

- Заменить охлаждающую жидкость – 1,5 т.р.

- Заменить свечи – 1,0 т.р.

- Заменить задние поворотники – 1,0 т.р.

- Сделать на заказ и установить дуги безопасности – 11,0 т.р.

- Купить и установить кофры – 7,0 т.р.

- Купить смазку для цепи – 1,0 т.р.

Конечно, можно было сэкономить и, например, не ставить дуги. Но тогда уже через месяц мне пришлось бы менять зеркало и ремонтировать бак, поскольку у новичков мотоцикл падает обязательно, вопрос только в размере ущерба. А ездить без кофров, таская за спиной рюкзак, мне надоело в течение двух недель.

Поехали…

Казалось бы, теперь всё просто – заливай бензин, да катай в своё удовольствие. И это отчасти так, но… За два полных сезона я накатал 46 тыс.км., потратив на бензин 68 т.р. Средний мотоциклист проедет и потратит за это время вдвое меньше, но помимо бензина ему обязательно придётся потратить ещё 29 т.р. на то, чтобы:

- Заменить масло и фильтр 2 раза – 4,0 т.р.

- Заменить воздушный и топливный фильтр – 2,0 т.р.

- Заменить переднюю шину – 4,5 т.р.

- Заменит заднюю шину – 8,0 т.р.

- Купить смазку цепи 2 раза – 2,0 т.р.

- Заменить цепь и звёзды – 8,5 т.р.

Любая техника рано или поздно ломается, и придётся тратиться на запчасти и ремонт. Бог миловал меня и позволил избежать особых трат, однако мне пришлось:

- Пару раз посещать шиномонтаж для ремонта пробитых колёс, а на мотоцикле, в отличие от машины, за колесо берут не меньше 1 т.р.

- Перебирать тормозной суппорт, ремкомплект к которому стоит 2,0 т.р.

- Менять подшипники ступиц колёс и рулевой колодки.

- Перебирать перья вилки.

- Покупать новый аккумулятор.

Надеюсь, что тебя минует хотя бы половина моих несчастий, поэтому предполагаю, что запчасти и ремонт обойдутся тебе не меньше, чем в 23 т.р.

Нет предела совершенству, и я установил на мотоцикл некоторое дополнительное оборудование:

- Дневные ходовые огни – 3,0 т.р.

- Прикуриватель и питание USB – 1,0 т.р.

- Ветровое стекло – 4,5 т.р.

- Видеорегистратор – 2,5 т.р.

Но поскольку всё это не обязательно и у большинства мотоциклистов этого нет, то эти 11 т.р. я не стану прибавлять к расходам на содержание среднего мотоцикла.

Весной и осенью холодно, а летом жарко, поэтому не удастся обойтись одной мотокурткой на любую погоду – придётся купить другую. Перчатки, джинсы и ботинки после дождя или стирки сохнут очень долго, поэтому нужно иметь им замену. Не помешает купить дождевик, если не хочется сильно зависеть от погоды. Ещё понадобятся термобельё, подшлемники, сумка на бедро. Для дальних поездок понадобится дополнительное снаряжение – палатка, спальник, коврик, фонарик и т.п. Все это обойдётся в 45 т.р.

- Дополнительная экипировка – 20,0 т.р.

- Термобельё и подшлемники – 7,0 т.р.

- Дождевик и бахилы – 6,0 т.р.

- Туристическое снаряжение – 12 т.р.

В отличие от автомобиля, мотоцикл нельзя оставить на улице просто так. Ненадолго припарковаться у шавермария, конечно, можно, но вот бросить его на ночь во дворе или оставить зимовать на улице – дело очень рискованное. Поэтому весьма немалая часть расходов уходит на оплату стоянки на охраняем паркинге летом и зимнее хранение в специальных помещениях. Мой мотоцикл летом стоит в гараже и иногда на платной стоянке, а зимой уезжает в тёплый бокс. За 3 года сумма затрат на хранение, включая приобретённую противоугонную цепь, у меня составила 23 т.р. Не думаю, что у среднего мотоциклиста получится меньше.

Что можно изменить?

Начнём с конца.

- Экономить на хранении не стоит. В лучшем случае отломают зеркало, в худшем – экономить будет не на чем. Мотоциклы, которые зимуют в неотапливаемых помещениях, значительно быстрее стареют и заметно теряют в цене при продаже. Если у тебя нет гаража или паркинга – добавь к стоимости хранения ещё минимум 15 т.р.

- Если ты не собираешься ночевать в поле или делал это и раньше, значит покупать палатку не нужно и 10 т.р. ты сэкономил.

- Многие мотоциклисты ездят редко, не далеко и выезжают только в хорошую погоду. Если ты из таких, то отнимаем 25-30 т.р. на дополнительную экипировку, она тебе не понадобится.

- Я не заказываю оригинальные запчасти, но и не покупаю дешёвые китайские поделки. Мой выбор – известные альтернативные бренды (Hi-Flo, JT, DID, Ferodo и т.п.) или оригинальные запчасти с разборки. Я не могу сказать, сколько ты найдёшь или потеряешь, если выберешь другой путь, но однозначно не стоит экономить на двигателе и тормозах.

- Если ты купил новый мотоцикл, то можно смело отнимать 20 т.р., которые я потратил на первоначальный ремонт. Но если ты сильно экономили при покупке, купив «ушатанный» экземпляр, или если, как я, собираешься всё лето не вылезать из седла – тогда 20 т.р. наоборот придётся добавить.

- Если ты блондинка и не умеешь пользоваться гаечными ключами – накинь 15 т.р. на обслуживание и ремонт, а если у тебя свой мотосервис с шиномонтажом – сними 10 т.р.

- Затраты на топливо и расходные материалы напрямую зависят от пробега. Считай 30 т.р. на пробег в 10 тыс.км. – будет примерно похоже.

- Первые вложения в мотоцикл делать придётся в любом случае. Здесь всё будет зависеть от того, насколько укомплектованный и ухоженный аппарат тебе достанется. Учитывай это при покупке, сравнивая мотоциклы разной комплектации и в разном состоянии.

- Можно сэкономить на экипировке почти 20 т.р., купив только один шлем, или сэкономить 10 т.р. отказавшись от специальных штанов и обуви. Когда будешь раздумывать об этом, помни, что стоимость одного койко-дня в больнице начинается от 2,5 т.р., стёртая об асфальт кожа восстанавливается не менее 4 недель, а перелом голени заживает минимум 2 месяца.

- Если для тебя важно мнение окружающих или ты считаешь, что только дорогие бренды обеспечивают реальную защиту – увеличь стоимость экипировки примерно в 2 раза, т.е. добавь к первичным расходам примерно 30 т.р. и затем ещё минимум 50 т.р. на пополнение гардероба.

- Можно сэкономить тысяч 5-10 закупая самую дешёвую экипировку, но я не знаю, насколько она будет удобна и функциональна.

- Вторичный рынок – не самый плохой способ экономии. Перчатки, куртки и мотоботы я покупал за полцены в состоянии «слабо б/у» и нисколько не пожалел, моя экономия составила при этом не менее 25 т.р. Но я не буду покупать подержанные шлем или бельё.

Теперь с помощью калькулятора и этой статьи ты сможешь реально сопоставить свои хотелки со своей зарплатой. И я искренне надеюсь, что, как в тосте из знаменитого фильма, твои возможности совпадут с твоими желаниями.

P.S. Статья собрала весьма неоднозначные отзывы, чего и следовало ожидать, но для многих остался непонятен посыл, заложенный мной в эти строки. Не стоит лицемерить; деньги – такая же часть нашей жизни, как пот и говно. Безусловно, когда речь заходит о мечте, деньги отходят на второй план, но не справедливо уничижать их значение прикидываясь, будто пукаешь бабочками. Умение считать деньги не обязательно делает человека скрягой, но однозначно расширяет его горизонты, давая возможность грамотно лавировать между семьёй и своими увлечениями. А знание порядка цифр позволяет не опасаясь броситься в омут с головой.



17110
Изображение