Другая Белоруссия

«При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом» – эти слова классиков всегда воодушевляли меня на путешествие к нашим соседям. Я никогда не был в Белоруссии, давно хотел туда попасть, и вот пришло время испытать себя и новый мотоцикл в дальней поездке, а мотофестивать в Бресте определил даты.

В отличие от большинства путешественников меня не сильно привлекают культовые места и знаменитые достопримечательности, я стараюсь держаться подальше от центральных магистралей, не ставлю перед собой задачи поскорее добраться до цели. Мне нравится неспешно катиться по обычным дорогам, заезжать в небольшие города и видеть жизнь как она есть на самом деле, а не такой, которую делают для туристов.

Конечно, в своём шестидневном путешествии по Белоруссии я видел знаменитые замки Мира и Несвижа, побывал на Брестском мотофестивале, но не они были моей главной целью. Я должен был посетить знакомые мне с детства по книгам и открыткам Брестскую крепость и Хатынь, ну и конечно я просто обязан был остановиться в Бобруйске. А главное – я хотел своими глазами увидеть жизнь белорусской глубинки, сравнить её с жизнью в моих местах и именно поэтому я проложил свой маршрут вдали от центральных дорог.

Я не хочу тратить и своё и ваше время на подробный рассказ о моей поездке, я лишь поделюсь своими наблюдениями, разделив их на несколько категорий.

Немного о мифах:

Все уверяли меня, что в Белоруссии великолепные дороги. Это не совсем так. У них, равно как и у нас, все дороги в разном состоянии: магистрали в идеале, крупные дороги хороши, а вот между райцентрами асфальт так себе. Короче, нет разницы в плане дорог между нашими странами, разве что площадки для отдыха у них более облагорожены.

Говорят, что в Белоруссии дешёвый бензин. Это не правда. Батька – не дурак, все цены регулируются государством и регулярно повышаются, даже на одну копейку, но в итоге практически равны ценам на бензин в сопредельных регионах России.

Дешёвые продукты – это тоже миф. Цены на продукты в магазинах, если пересчитать на рубли, практически не отличаются от цен в Псковской или Новгородской областях. Да, местные продукты дешевле, но незначительно, и у нас с местными продуктами то же самое. Вот в кафешках цены пониже, примерно две трети от наших, и порции огромные. 

Что меня удивило:

На дорожных знаках, обозначающих больницы, у нас кресты красного цвета, а у них – зелёного; я пока не выяснил, с чем это связано. А ещё у них есть треугольник с точкой, который обозначает участки, на которых часто происходят ДТП.

На въезде в каждое поселение стоит крест, либо католический, либо христианский, либо сразу оба по разные стороны дороги. Причем католические украшены гирляндами цветов и лентами. Первое время для меня это было очень непривычно, я вообще был удивлён тому, насколько католицизм широко представлен в Беларуси.

Что мне понравилось:

Первое, что бросается в глаза – они чтят память о Великой Отечественной Войне. Сурово досталось Белорусской земле в те годы, огромное количество мемориалов встречалось мне на пути и все они ухожены, не забыты. Невооружённым глазом видна работа по патриотическому воспитанию молодёжи, особенно это заметно в культовых местах.

И вообще я обратил внимание, что белорусы не стремятся поскорее переписывать свою советскую историю; почти в каждом городе по прежнему центральная улица носит имя Ленина, памятники ему как и прежде стоят в парках и скверах, а именами его соратников по прежнему названо множество других улиц. И при этом каждый город стремиться показать, что у него есть и другая история, а для многих городов она многовековая.

Белорусское село – живёт. В отличие от наших деревень, которые либо опустели и разрушаются, либо превратились в дачные посёлки для городских жителей, в сельских районах Белоруссии жизнь бьёт ключом. Да, видно, что люди живут не богато, но они живут и работают. Всё чисто, опрятно, ухожено; поля вспаханы и засеяны, на лугах пасутся стада коров, глаз радуется. И при этом прогресс не обходит их стороной; в окнах домов стеклопакеты, а на стенах кондиционеры и спутниковые тарелки, над остановками светодиодное освещение, а в полях огромные «ветряки».

Отдельного упоминания достойны сельские магазины. Я словно окунулся в детство, когда зашёл в классическое советское сельпо, на вывеске которого красовались четыре вписанные в квадрат буквы «кооп». Внутри всё как в старые времена: большая холодная зала с кафельным полом, по периметру прилавки с товарами, в дальнем углу скучает продавщица. Вот отдел хозтоваров, вот «уголок школьника», вот крепкие напитки, но мне – дальше: время перекусить. «Будьте добры мне пару сосисок, какую-нибудь булочку и бутылку воды» – снимая шлем обращаюсь я к продавщице. Немного поколдовав над весами и прогулявшись до хлебного отдела, подаёт мне продукты: «Пожалуйста, с вас два рубля шестнадцать копеек». Какая прелесть… И даже можно заплатить картой!

Что мне не понравилось:

Батька проигрывает битву за язык. На всех дорожных указателях информация только на белорусском, но при этом вся реклама вдоль дорог – на русском. Везде, где я прислушивался к разговорам местных жителей, я слышал только русский язык. Мне кажется это не очень правильно, я не хочу, чтобы они потеряли свою самобытность в этом плане.

Общепит развит не так хорошо, как у нас. В небольших городах рано утром или поздно вечером практически нет возможности поесть в кафе или фастфуде, в небольших гостиницах нет питания для постояльцев. Мне приходилось ещё днём заходить в магазины и закупаться продуктами для ужина и завтрака.

И напоследок несколько советов:

Вы можете оформить «Зелёную карту» в любом ларьке по пути к границе, там вам с удовольствием сделаю это за 450 наших рублей. А я, по совету друзей, сделал это по ту сторону перехода всего за 2 евро. Правда павильон страховщиков в Беларуси возле границы всего один и работает не круглосуточно, но без очередей, поскольку для их граждан – другой павильон.

Отдельная история с заправкой бензином «до полного». Почти на всех АЗС отказываются это делать, требуя сначала внести оплату за некоторое количество топлива. Остаток, если не войдёт, обещают вернуть и возвращают, хоть наличными хоть по карте, правда их нужно не забыть предупредить об этом заранее. Но я не зря сказал «почти»: на Лукойлах, которых там не мало, запросто позволяют сначала заправиться, а потом оплатить по факту.

Кстати, нет смысла вести с собой кучу наших рублей и искать обменник, чтобы поменять их на белорусские. Практически в каждом селе, в здании «Белпошта» есть банкомат, и мой банк пересчитал выданные мне белорусские рубли по очень милому курсу и взял с меня смешную комиссию. А вот русские рубли не берут – Батька не разрешает.

Ну и напоследок общий совет – полоска бумаги, прижатая визором, делает езду навстречу заходящему солнцу намного комфортнее и безопаснее.

31 мая
75 подписчиков и 18 заметок, последняя 29 июля
25 комментариев