Сообщение отправлено
Я

Спонтанное путешествие в прошлое #2. Часть первая.

Так вышло, что на прошедших выходных я совершенно спонтанно поехал тем же самым маршрутом, что и осенью. И так же спонтанно остановился в Климово и направился в бывший пионерский лагерь «Орбита», чтобы найти открытый бассейн на 25 метров и списанный военный самолёт МиГ 17 с бортовым номером № 37. Как и обещал в конце прошлой серии.

Завез я тещу на дачу и поехал к родителям. Пущай теща сама там сезон открывает (дачный), а я в бане попарюсь с отцом. Дело-то зело пользительное!

Как и предрекал кто-то осенью – самолета я не нашел. Впрочем, как и каких бы то ни было его следов. Даже самых мало-мальских. А вот от бассейна остались только следы. Очень мало-мальские. По сравнению с самим бассейном. Самой чаши бассейна, понятное дело не было. Я бы её осенью тогда заметил. Очень похоже, что поработали бульдозеры. А вот останки железобетонных конструкций, отделанных кафелем, имелись на поверхности.

Думаю, если копнуть конкретно, то много родственных останков обнаружились бы и на глубине. А может, и сама чаша бассейна. Вообще-то, не известны мне технологии строительства крытых бассейнов, а открытых и подавно. А уж как там был этот «лягушатник» построен, мне тем более неведомо. Посему, могу только предполагать и строить догадки.

То, что когда-то было бассейном, территориально находилось непосредственно рядом с тем, что когда-то было стадионом. Что вполне логично.

 

Что ж, уняв зуд познания неизвестного, я поставил галочку удовлетворения и закрыл этот пункт. До появления новой информации. И покатил дальше по сухой серой ленте шоссе. Но буквально на следующем перекрестке меня совершенно спонтанно повернуло налево. В смысле территориально налево. Дальше по дороге А-126 в сторону Барышево.

Немного не доезжая до моста через речку Булатная (фин. Salmenkaitajoki), я свернул на грунтовку, где примерно в 250-и метрах по имеющимся у меня данным, находилась «забытая» братская могила воинов РККА. Я её сразу увидел с грунтовки. Так же сразу увидел отчетливо сохранившиеся очертания окопов, блиндажа или землянки, артиллерийского укрытия и, возможно, воронок от разорвавшихся снарядов.

 Не такая уж и забытая оказалась эта могила. На надгробии имеются цветы, пусть и пластиковые, георгиевские ленточки. А также найденные военные исторические артефакты. Надгробный памятный знак аккуратно покрашен. Над могилой, на дереве имеется табличка из нержавейки.

Покатил дальше, в Барышево (Пааккола, фин. Paakkola). Привлекали меня там развалины финской кирхи Яюряпяя (Äyräpää). Когда-то это была местная архитектурная доминанта. Судя по фотографиям, большое, красивое здание. Место было очень удачное – на довольно высоком холме, на берегу Вуоксы.

При подъезде, издалека увидел большой туристический автобус. Подъехав ближе, увидел на автобусе финские ГРЗ. Оказалось, это приехавшие финны проводят «субботник» по уборке от прошлогодних листьев того, что было кирхой. Потом они сфотографировались у памятника-стеллы.

Вообще, я видел приличное количество памятников финским воинам, памятных знаков на месте подобных руин и везде были видны следы ухода за этими местами: финские флажки, ленточки, венки. Во многих местах были даже таблички, на русском и финском языках, о том какие исторические общества (назову их так) осуществляют шефство над данными памятными местами. Но как это происходит, я видел впервые. Хотя, и явно представлял себе.

Пока финны занимались своей деятельностью, я, не мешая финнам, поднялся и осмотрел то, что осталось от кирхи. Прошелся немного вокруг. Вышел на мыс, ознакомился с информационным щитом от Военного музея Карельского перешейка.

 Собрался было уехать, как обнаружил чуть в стороне от дороги нечто, напоминающие ворота. Точнее, каменные столбы от ворот. Это оказался вход на кладбище. И тут я вспомнил, что очень часто около церквей имелись кладбища. Что подтверждала и схема территории церкви, воинского и гражданского кладбищ. На гражданском кладбище имеется памятная доска и несколько надгробий. Устроен небольшой мемориал. Территория кладбища не так давно засажена молодыми сосенками. Или елями. Впрочем, не силен я в ботанике…


Вот что я нашел о церкви Яюряпяя. Краткая такая информация.

Место для строительства церкви было выбрано у самого берега Вуоксы - на мысу Ламмасниеми. Строительные работы начались весной 1933 года. Проектные чертежи и расчеты составил архитектор Ойва Каллио. Посадочные места в зале были рассчитаны на 876 человек.
Церковь была выстроена за один год, и 1-го апреля 1934 года состоялось ее торжественное освящение, которое проводил архиепископ финской Евангелическо - лютеранской церкви Эркки Кайла.
Икона на алтаре – «Преображение Христа» - была написана художницей Лайлой Ярвинен. На колокольне было установлено два колокола, отлитые в Тампере на литейном заводе акционерного общества «Локомо» из хромистой стали; большой весил 500, а малый 150 килограмм.
К концу февраля 1940 года церковь Яюряпяя оказалась в самом пекле ожесточенных боев. В результате этих боев все здания, относящиеся к церкви, были уничтожены до основания, кладбище было изрыто окопами и перепахано воронками.



Дальше, я отправился искать довольно крупный мемориал советским воинам на берегу Вуоксы. Если по берегу, напрямую, до него было примерно 1,5 км. Но я решил объехать коттеджный поселок и дом отдыха.

Очень много информации о местонахождении всякого интересного, я ищу в Викимапии. Имеется и приложение для смартфонов. Вот этим приложением весьма удобно пользоваться как навигатором. Вообщем, таким образом, я пошел искать мемориал. Пошел почти напрямик, через лес. По еле различимой тропинке. По пути попадались какие-то железобетонные сооружения. То ли погреба, то ли укрепления того военного времени. Скорее всего, второе. Но, на мой взгляд, как-то они не очень похожи. Еще попадались окопы, земляные артиллерийские укрепления и очертания блиндажей или землянок.

Весьма скоро обнаружил некоторое подобие лесной дороги и пошел по ней примерно в нужную сторону. Потом пару раз еще встречал дорожки и шел по ним. В какой-то момент времени, казалось бы, подошел вплотную к мемориалу, но его нигде не было видно. Только слева очень круто вверх уходил склон. Метров на двадцать. Я поднял голову, пригляделся и увидел край стены мемориала. Фото его я уже видел и знал, как он выглядит. Нашел участок склона поровнее, и вскарабкался наверх. Вот он, мемориал. На самой высокой точке гряды. Слева внизу Вуокса, а справа – лес. Вперед и назад – вполне приемлемые дорожки. Та, что позади мемориала, больше пешеходная. Хотя, на горном велике, и даже на обычном дорожном мотоцикле, а тем более на эндурике подняться вполне можно. Соответственно и спуститься. А вот с другой стороны можно подняться и на среднем легковом авто. Кстати, впоследствии я выяснил, что по лесу накатано прилично дорожек, по которым можно ехать на обычной легковушке, но не быстро. На мотоцикле проехать тоже можно, но на тяжелых туристах заезжать все же не стоит. Не их стихия. В ближайшее время я все-таки не советую сюда заезжать на обычном транспорте, так как на дорожках кое-где еще лежит снег, где-то еще лужи и вполне можно неприятно застрять. Весьма конкретно.

На обратном пути, я обнаружил остатки насыпи железной дороги от Выборга до Мичуринского (бывш. Валкъярви, фин. Valkjarvi). Построили финны во второй половине 20-х такую «железку». Причем, нормальной, стандартной ширины. Обнаружил и некоторый фундамент. Вероятно, от здания вокзала станции, которая была в этом месте. Ну, или какого другого станционного здания.

Кстати, прошлым летом, был на прохвате клуба «Дым, Труба, Огонь, Вода» в обсерваторию Светлое. Это между Мичуринским и Коробицыно. После прохвата нашел в Мичуринском насыпь вышеупомянутой железной дороги, остатки платформы станции Валкъярви, и остатки паровозного депо с остатками поворотного круга.


Если вдруг кому интересно узнать подробности строительства, эксплуатации и конца эксплуатации этой «магистрали», посмотреть фото и сканы карт того времени можете воспользоваться этой ссылкой:

https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_valkjarvi.php

А если кому интересно узнать про историю железных дорог Карельского перешейка, перейдите там на уровень выше, полазьте по верхнему меню и Вам выпадет весть список веток и направлений.

После похода по лесу, решил временно прервать свои похождения и таки поехать к родителям. Я итак потратил прилично времени - родители уж заждались. Но все-таки, выехав на асфальтированную дорогу, повернул направо и посмотрел, где лесные дороги, по которым я ходил, выходят на асфальтированную дорогу. Долгушинский тракт она называется. Попутно, заметил еще развалины старого здания непонятного назначения. Возможно, это было когда-то жилым зданием.

Вообщем, покатил я к родителям, где меня ждала баня. А остальные достопримечательности Барышево – Пааккола я решил досмотреть на следующий день.

На данном месте я прерву повествование на некоторое время. Что-то больно много у меня получилось фотоизображений. Боюсь, МБ не осилит такое большое количество. Итак выложил не все…

Стало быть, немножко погодя, я продолжу рассказ о путешествии следующего дня в окрестностях Барышево. Тогда я посетил остатки крупнейшей (в прошлом) в Карелии финской лесопилки. И еще увидел много интересного.

Оригинал: http://www.motobratan.ru/31164/97994.html

3445
Изображение